Государство потеряет более 9 млрд грн из-за резкого повышения акцизов – исследование

Дата публикации
Просмотры
1627
Государство потеряет более 9 млрд грн из-за резкого повышения акцизов – исследование

УНИАН

В стране может вырасти табачная контрабанда.

Повышение акцизов на стики для систем нагревания табака сразу более чем в четыре раза приведет к потерям государственного бюджета на сумму более 9 млрд грн из-за роста объемов табачной контрабанды и переключения части потребителей на менее прозрачный рынок электронных сигарет.
 
Об этом говорится в исследовании Научно-исследовательского института фискальной политики Университета Государственной фискальной службы Украины.
 
Эксперты Университета ГФС напоминают: во всех странах Евросоюза акцизная нагрузка на альтернативные табачные изделия для нагревания была и остается существенно ниже, чем на обычные сигареты. "В ЕС действует принцип: "потенциально меньше вреда – меньше налоги". Акцизная нагрузка на табачные изделия для нагревания в странах ЕС почти в четыре раза ниже, чем на сигареты", - отмечает соавтор исследования, кандидат экономических наук Татьяна Кощук.
 
До января 2020 года Украина шла по образцу стран Евросоюза, облагая стики для нагрева в рамках категории "другой табак" по более низким ставкам акциза, чем для сигарет. Но 16 января был принят законопроект №1210, который с 1 января 2021 года повышает ставки акциза на эти альтернативные табачные изделия сразу в 4,2 раза, то есть до уровня минимального акцизного обязательства на обычные сигареты.
 
Также, этим же законопроектом введены акцизы на электронные сигареты – 3000 грн с каждого литра жидкости для вейпинга. Это в разы больше чем, например, в Венгрии или в Италии. "В среднем в Евросоюзе акцизы на электронные сигареты в девять раз ниже, чем на традиционные. Рекордсменом здесь является Латвия, где акцизы на жидкости для электронных сигарет аж в 57 раз ниже", - рассказывает Татьяна Кощук.
 
Впрочем, если все принятые изменения вступят в силу, будет наблюдаться значительное перемещение спроса, в частности, от систем нагревания табака к потреблению электронных сигарет (вейпинга). Государство на этом теряет – из-за низких акцизов на электронные сигареты и непрозрачность этого рынка.

"Резкое повышение акцизов на стики в систем нагревания табака уже в течение ближайших пяти лет будет стоить госбюджету более 9 млрд грн. Из них 3,5 млрд грн – из-за перехода на нелегальные табачные изделия. Но львиную часть (5,7 млрд грн) государство потеряет именно из-за переключения потребителей с систем нагревания табака на вейпинг", – говорится в исследовании.
 
При этом потери госбюджета могут быть даже еще больше, поскольку акцизы на стики в систем нагревания будут расти вместе с акцизами на сигареты дальше на 20% ежегодно, еще больше стимулируя курильщиков переходить на нелегальную продукцию, вейпинг или самокрутки.
 
Татьяна Кощук напомнила, что с похожей проблемой уже столкнулась Грузия. После аналогичных изменений в законодательство и резких повышений акциза в страну хлынула контрабанда не только сигарет, но и стиков для нагревания табака – как из соседних стран (Армения, РФ), так и с оккупированных Россией территорий (Абхазия, Южная Осетия), где быстро наладили нелегальное производство табачной продукции.
 
Чтобы предотвратить такой негативный сценарий эксперты НИИ фискальной политики Университета Государственной фискальной службы рекомендуют повышать акциз на стики в систем нагревания табака в ближайшие пять лет постепенно – не более чем на 35% в год.
 
Для сравнения, в 2020 году акцизы на табачные изделия для нагревания были повышены лишь в четырех странах Евросоюза. Причем во всех случаях повышение было минимальным. Например, в Дании с 738 до 740 датских крон за килограмм.
 
Также эксперты советуют перед тем как облагать налогом электронные сигареты, сначала "цивилизовать" этот рынок. В частности, речь идет об использования опыта Западной Европы и прежде всего Великобритании – повышение прозрачности рынка, дисциплинированности относительно четкого соблюдения стандартов состав жидкости для вейпинга (в частности, запрет канцерогенов, мутагенов, кофеина, таурина и других стимуляторов), ограничение рекламы и маркетинга, запрещение продажи электронных сигарет несовершеннолетним.

"Опыт стран Евросоюза свидетельствует: акцизное налогообложение жидкостей для электронных сигарет должо внедряться вместе с государственным регулированием их производства и оборота; иначе можно не получить налоговые поступления в полном объеме", - предостерегает Татьяна Кощук.
 
Эксперты Научно-исследовательского института фискальной политики Университета Государственной фискальной службы уверены: государство более гибкой акцизной политикой должно влиять на потребительское поведение курильщиков, чтобы они переходили из традиционных сигарет не на контрабандную продукцию (доля которой уже составляет 6,4% рынка), а на менее опасную легальную альтернативную продукцию – электронные сигареты и системы нагрева табака. Это в интересах государства как с точки зрения наполнения госбюджета, так и с точки зрения общественного здоровья.