В НБУ отмечают, что если коллектор угрожает, он нарушает законодательство.
В июле Национальный банк получил 535 жалоб граждан на действия коллекторов. Две главные проблемы, с которыми сталкиваются клиенты: коллекторы звонят должнику с угрозами и они контактируют с родственниками или соседями должника, не имеющими никакого отношения к кредиту.
Об этом сообщает пресс-служба регулятора в среду, 9 сентября.
"Если вы лично не давали разрешение на использование вашего телефона, финансовая компания и коллекторы нарушают законодательство. Если вам поступают звонки или письма по кредиту, который вы не брали и по которому не выступали поручителем, можно говорить о нарушении Закона Украины" О защите персональных данных ". Номер телефона человека и его домашний адрес — это конфиденциальные данные. Финансовая компания и коллектор не имеют права на их обработку без согласия собственника", — говорится в сообщении.
Отмечается, что если коллектор угрожает, он также нарушает законодательство.
В НБУ напоминают, что угрозы, круглосуточные звонки должнику и членам семьи, использование бранных слов в сообщениях, распространение оскорбительных фотоколлажей и т.д. — это нарушение ряда статей Конституции Украины (статьи 3, 21, 22 и 32), Гражданского кодекса Украины (статьи 3, 291, 301, 302 и 308), Уголовного кодекса Украины (статья 182).
"Если коллектор угрожает принудительно взыскать долг — это обман. Лишь органы государственной исполнительной службы и частные исполнители имеют законодательные основания принудительно взыскивать задолженность, соблюдая официальные процедуры. Коллекторские компании могут только информировать должника или поручителя о наличии долга", — подчеркивают в НБУ.
Для того, чтобы защитить себя, во-первых нужно узнать название коллекторской компании, представители которой звонят.
"Если кредит никак вас не касается, стоит объяснить ситуацию и попросить прекратить звонки. Если вам продолжают звонить по кредиту, который вас не касается, обратитесь с письменной жалобой к руководству коллекторской компании, а также в контакт-центр НБУ по телефону 0800505240. Также стоит обратиться к Уполномоченному ВРУ по правам человека или в суд. Ведь именно они контролируют соблюдение законодательства "О защите персональных данных". В-третьих, если коллекторы угрожают, нужно обязательно обратиться в правоохранительные органы ", — говорится в сообщении.
В свою очередь, НБУ присоединился к разработке законопроекта, над которым работает профильный Комитет Верховной Рады, который должен четко определить правила работы коллекторов, запретить неэтичное поведение и установить санкции за нарушения.
Среди главных изменений, предлагаются:
- банки и финансовые компании еще на этапе подписания договора должны предупреждать клиента о привлечении коллектора в случае просрочки по кредиту;
- коллекторы будут обязаны соблюдать требования этического поведения;
- Национальный банк будет вести Реестр коллекторов
- банки и финансовые компании будут контролировать поведение привлеченных ими коллекторов, а также будут обязаны сообщать НБУ о заключенных сделках с коллекторами.
Напомним, в Луганской области трое жителей Краматорска Донецкой области "выбивали" деньги из руководителей фермерских хозяйств. Если они отказывались платить им деньги, угрожали физической расправой и вмешательством в их дела бизнеса. Поймали их после вымогательства с фермера двух миллионов гривень. За содеянное злоумышленники предстанут перед судом.