Против трех крупнейших банков, которые вместе владеют активами в Украине на 150 миллиардов гривен, санкции не ввели.
Украина обнародовала перечень антироссийских санкций. Выглядит он примерно так: мертвые боевики, российские чиновники, которые плевать хотели на Украину, и несколько иностранных журналистов, которые чем-то не угодили украинской власти.
Об этом говорится в сюжете программы "Гроші" на "1+1".
Во время аннексии Крыма россияне ловко украли и украинское государственное имущество. Наиболее известный кейс – с вышками для подводного бурения, так называемыми "вышками Бойко", за которые бюджет заплатил почти полмиллиарда долларов. Казалось, а что мешает украинской власти отобрать что-то и у государства Россия? Например, три российских банка – "Проминвестбанк", ВТБ и "Сбербанк", которые вместе владеют на территории Украины активами в размере 150 млрд грн.
150 миллиардов денег Кремля могли бы оказаться в заложниках украинской власти. Но, как оказалось, глава Нацбанка Валерия Гонтарева очень не хочет национализации этих активов. Прежде всего потому, что у нее с россиянами, как и в ее "патрона", – бизнес.
Как ни странно, но немалое число российских банкиров до сих пор зарабатывают в Украине. Санкционный список должен был бы исправить эту халатность. То ли ради галочки, то ли просто не заметили, но в список попали всего-на-всего 30 малоизвестных российских банков, в которых временно заблокируют активы. "Агроинвестиционный коммерческий банк", "Банк Москвы", "Байкал-Банк", "Коммерческий банк "Бизнес для бизнеса", "Коммерческий банк "Верхневолзкий". И остальные названия, которые украинцам мало что говорят.
"В этом списке есть "Банк Москвы", который также представлен в Украине. Однако нет банка ВТБ, который фактически является владельцем этого "Банка Москвы". Также нет "Сбербанка России", – говорит эксперт банковской отрасли Ростислав Кравец.
И это далеко не все финансовые учреждения, работу которых антироссийские санкции, по логике, должны были бы запретить.
"Украина осуществила определенные шаги в сторону финансовых санкций против определенных банков. Это, можно сказать, ну, один процент от того потенциала, который она могла", – говорит финансовый эксперт Алексей Кущ.
Украина могла задействовать еще один финансово-санкционный рычаг – членство в организации FATF. Она борется с отмыванием денег.
"Если говорить о Крыме, например, или об оккупированных территориях Донетчины и Луганщины, то все финансовые транзакции на этих территориях Украина могла бы заблокировать именно через систему FATF", – отмечает финансовый эксперт Алексей Кущ.
И если быть объективным, то в санкционный список должны бы попасть и те компании, что ведут двойную игру: делают бизнес в Украине, а вместе с тем уплачивают налоги в стране-агрессоре.