Поставки товаров в ЕС полуавтоматически открывает Украине рынки сбыта других стран.
Украинские товары "расползаются" по миру: семена, подсолнечное масло, гречка, молоко, автомобильные запчасти и даже доски для серфинга. Всего и не перечислишь. Соглашение Украины с ЕС дало возможность отечественным производителям значительно увеличить свое присутствие на прилавках европейских магазинов.
В США можно купить украинские огурцы, в Австралии – гречку, а в Саудовской Аравии – платья. Товары "made in Ukraine" можно встретить по всему миру. Об этом говорится в сюжете программы "Сніданок з "1+1".
То, что украинское может быть популярным за рубежом, собственным опытом доказала львовский дизайнер Елена Даць. Ее одежда сейчас продается в Арабских Эмиратах, США и Франции.
"Когда ты говоришь, что украинский дизайнер, украинская мода, то все это знают, с уважением и интересом всегда относятся. Должна быть оригинальная идея, конечно. Должно иметь в себе какую-то душу, тепло – и это то, чем мы конкурентны", – говорит дизайнер Елена Даць.
Найти в зарубежных магазинах товары с пометкой "made in Ukraine" оказалось совсем несложно. В США наши товары продаются во многих известных торговых сетях. К примеру, в Чикаго соскучиться за тем, какая на вкус Родина, точно не удастся. Здесь можно купить все: от киевских тортов и различных пирожных до украинского сала. Такая же ситуация и в магазинах Лос-Анджелеса и Нью-Йорка.
На полках европейских магазинов тоже есть немало привычного для украинцев товара. Скажем, в небольшом магазинчике в Риге полки забиты нашим подсолнечным маслом, конфетами, кетчупом и кофе. Украинскую продукцию можно купить также в Италии, Франции, Польше, Египте и Израиле.
Пробиться на зарубежный рынок – забота производителя, говорят эксперты. Но государство помогает наладить контакт. Говорят, зачастую сами производители не знают полный перечень стран, где украинское охотно покупают.
"У нас есть зона свободной торговли со странами, о которых мало кто говорит, ЭФТА, куда относятся Норвегия, Швейцария, Исландия. И мы уже закончили переговоры с Канадой", – говорит заместитель министра экономического развития и торговли, торговый представитель Украины Наталья Микольская.
Больше всего украинских товаров можно купить в магазинах ближайших соседей и Евросоюзе, а также в США. Однако есть и экзотические рынки сбыта, говорит эксперт.
"Мы еще экспортируем в достаточно много интересных стран. Например, Малави, Бурундии, мы говорим также о маленьких островных странах", – говорит Наталья Микольская.
В общем, украинские товары можно купить почти в 200 странах мира. Среди них не только продуктовые и промышленные, но и даже самолеты и произведения искусства.
Около трети товаров Украина экспортирует в страны Евросоюза, на втором месте – Россия, далее – Турция, Египет, многие страны бывшего Советского Союза, а также США.
"Украина достаточно сильна тем, что у людей есть инженерное образование, инженерное видение. Мы можем гораздо больше, чем поляки наращивать экспорт высокотехнологичных товаров и производить их здесь. Например, самолеты "Антонов", двигатели, турбины, запчасти к специальным реактивным изделиям, помпы. Скажем, в Египте во многих городах и поселках по 20 лет работают украинские помпы и насосы без соответствующего обслуживания со стороны Украины. Нужно проехаться по этим местам и сказать, что мы и дальше производим эти помпы, эти насосы. И это значит, что это наш рынок", – сказала Наталья Микольская.
Эксперт подчеркнула, что за границей достаточно конкурентоспособны украинские продукты питания, товары машиностроительной отрасли, продукция легкой промышленности. Также – запчасти к автомобилям, которые используют немало автомобилестроителей в Европе.
Для увеличения продажи товаров за границу Украине нужна система государственной поддержки экспорта (ее уже дорабатывают), а также общее продвижение бренда "Сделано в Украине".
"На полках европейских супермаркетов достаточно много есть товаров не под украинскими брендами, а под так называемыми "private label" – под маркой этого супермаркета, но продукция изготовлена в Украине. Это еще один способ продвижения наших товаров и иногда достаточно прибыльный. Украинское печенье, украинское подсолнечное масло, украинские соусы и кетчупы продаются по всему миру под так называемыми "private label". И это для них достаточно выгодно, как первый шаг для захода на этот рынок. И эта часть нашего экспорта приносит нам достаточно значительную часть валютной выручки", – отметила торговый представитель Украины.
Микольская уточнила, что во многих случаях экспорт товаров в ЕС почти автоматически разблокирует экспорт и в другие страны.
"Для украинского экспортера вывести продукцию на европейский рынок – это достаточно большие средства. И пройти процедуры, подтверждающие качество товаров – тоже. Если бы наши экспортеры не были уверены в том, что этот рынок для них выгоден, они бы это не делали как маркетинговый ход. Хотя выход на рынок Европейского Союза, особенно для продовольственных товаров, почти полуавтоматически означает открытие очень большого количества других рынков. Потому что собственно это соответствие качества и безопасности стандартов в Европейском Союзе означает то, что ты почти автоматически получаешь доступ к рынку разных стран. Яркий пример – курятина, которая, получив доступ к рынку ЕС, начала экспансию на рынки достаточно многих других стран. То же касается столового яйца", – сказала Микольская.
Зона свободной торговли с Евросоюзом требует от Украины, чтобы продукция соответствовала стандартам качества и безопасности в ЕС. Когда украинские товары будут соответствовать этим требованиям, они почти автоматически начнут попадать на европейский рынок.