Окружение Порошенко готовится к теневой приватизации энергетики Украины - УП

Окружение Порошенко готовится к теневой приватизации энергетики Украины - УП

Фото: ФК Динамо Киев

Малоизвестная компания, которую связывают с Суркисами и Кононенко, контролирует облэнерго и "положила глаз" на "Центрэнерго".

Окружение президента Украины Петра Порошенко активно прибирает к рукам предприятия энергетического рынка, не дожидаясь старта процесса приватизации.

Об этом говорится в расследовании "Украинской правды".

Теневая приватизация происходит с помощью неизвестной до последнего времени компании "Энергомережа", которая стремительно ворвалась на украинский энергетический рынок в прошлом году.

Она стала известна после того, как весной прошлого года в прессе появились материалы о подозрительных сделках между "Запорожьеоблэнерго" и "Энергомережей" по переуступке долгов крупных частных потребителей электроэнергии.

"Энергомережа" заработала миллионы на долгах перед облэнерго

По данным НКРЭКУ, с декабря 2014 по март 2015-го "Запорожьеоблэнерго" переуступила "Энергомереже" долги на общую сумму около 346 млн гривен от нескольких промышленных предприятий области.

Новые условия погашения долгов более чем лояльны для клиентов облэнерго – "Энергомережа" "прощает" должникам огромные суммы.

Например, из 112 млн грн, которые должен "Запорожский титано-магниевый комбинат" (49% акций владеет олигарх Дмитрий Фирташ), нужно выплатить 30 млн грн, а остальные 82,3 млн грн компания попросту прощает.

Еще одно соглашение между ЗТМК и "Энергомережей" о долге в 114 млн грн предусматривало, что компания Фирташа выплачивает 50 млн гривен, а остальные 64 млн также прощаются.

В результате соглашений Фирташ на выгодных условиях избавился от старых долгов титанового комбината, а "Энергомережа" получила живые деньги.

В "Энергомереже" утверждают, что облэнерго получает долги ЗТМК в рассрочку – 4,9 млн в месяц. Однако материалы суда между сторонами показывают, что это не так. "Энергомережа" не платила, из-за чего облэнерго пришлось подписывать с компанией новые договора о рассрочке.

В материалах дела, которое возбудило МВД по мотивам сделок, фигурировала куда большая сумма убытков – 950 млн гривен.

Но 27 июля 2015 года Генпрокуратура во главе с Виктором Шокиным закрыла дело "в связи с отсутствием события уголовного правонарушения".

Исправить ошибку ГПУ может Национальное антикоррупционное бюро, подхватившее дело в конце прошлого года. Пока что следователи НАБУ добились права изъять документы о сомнительных контрактах и движениях по банковским счетам "Энергомережи".

Подобные сделки происходили не только с "Запорожьеоблэнерго". Такая же история с "Черкассыоблэнерго" – государственное предприятие отписало "Энергомереже" 23 млн долга черкасского "Азота", который принадлежит Дмитрию Фирташу. "Харьковоблэнерго" вовсе "ошибочно" перечислило "Энергомереже" 4 млн гривен.

Менеджеры "Энергомережи" руководят облэнерго

Собеседники "Украинской правды" приписывают "Энергомереже" неформальное участие в работе четырех распределительных компаний, где контрольные пакеты акций принадлежат государству – "Запорожье-", "Харьков-", "Черкассы-" и "Николаевоблэнерго".

За последние полтора года работы в штате или руководстве "Энергомережи" успели поработать брат экс-министра энергетики Юрия Продана Петр, а также бывшие менеджеры энергокомпаний братьев Суркисов и Константина Григоришина.

После работы в компании часть менеджмента "Энергомережи" перешла на работу в облэнерго.

В Николаеве первым заместителем директора облэнерго с начала 2015 года работает бывший глава набсовета "Энергомережи" Алексей Беспалов. С конца 2014 года экс-менеджер "Энергомережи" Игорь Карпенко работал в "Черкассыоблэнерго". На этой должности его сменила Светлана Кузьминская, которая также представляет "Энергомережу".

Связи "Энергомережи" с Суркисами и Кононенко

Многочисленные собеседники "Украинской правды" на энергорынке, в парламенте и госструктурах называют руководителя "Энергомережи" Дмитрия Крючкова представителем братьев Игоря и Григория Суркисов. А лоббистом компании в отношениях с госорганами – замглавы фракции БПП Игоря Кононенко.

Дмитрий Крючков в 2006 году избирался нардепом от БЮТ и попал в комитет по энергетике. Из-за перевыборов он побыл депутатом год и запомнился лишь тем, что стал "тушкой" и перешел в Антикризисную коалицию.

Его брат Леонид в том же 2006 году стал депутатом БЮТ в Киевраде, но затем быстро перешел в Блок Черновецкого. В то же время в эту фракцию входил теперешний замглавы "Блока Петра Порошенко" Игорь Кононенко.

Тогда братья Крючковы были известны как совладельцы застройщика "Киевреконструкция" и строительных компаний, обслуживающих украинские АЭС.

У Дмитрия Крючкова уже были проблемы с законом. В конце нулевых руководство харьковского атомного института "Энергопроект" обвинило Крючкова в хищении акций путем подделки документов. В начале 2010 года бизнесмена задержали правоохранители. Но вскоре дело было закрыто.

Публично о связи государственных облэнерго с Крючковыми, которых лоббируют Игорь Кононенко и братья Суркисы, заявлял только нардеп Сергей Лещенко.

"Кононенко называют лоббистом назначений в тех распределительных энергокомпаниях, где контрольным пакетом владеет государство, а в действительности ими управляют Григорий Суркис и братья Крючковы", - писал Лещенко в "Новом времени".

Один из нардепов от БПП, близкий к президенту, так описывает появление Крючковых в энергобизнесе: "Игорю Витальевичу (Кононенко) поручили участок работы по государственным облэнерго и "Центрэнерго". Поскольку в энергетике он не знаток, решил привлечь к делу Крючковых и Суркисов. Эти не нашли ничего умнее, как вывести деньги из госпредприятий путем переуступки долгов".

Кононенко отвергает все обвинения. "Не имею никакого отношения", – написал он смс в ответ на вопросы "УП".

В пресс-службе "Энергомережи" заявили, что руководство компании с Суркисами и Кононенко не знакомо и не поддерживает никаких производственных либо иных отношений.

Схема влияния на государственную энергетику. / Фото: Украинская правда

Подготовка к приватизации

В 2016-м "Энергомережа" от неформального участия в энергетике сделала первые шаги к контролю над государственными генерирующими компаниями.

Среди интересующих ее предприятий уже сейчас можно назвать "Центрэнерго" и Одесскую ТЭЦ, куда компания зашла благодаря участию в процедуре банкротства этих предприятий.

В годы президентства Януковича "Центрэнерго" подписывала контракты с прокладками Александра Януковича. Сейчас кураторство над ней приписывают Игорю Кононенко.

В прошлом году эта госкомпания оказалась единственной энергокомпанией, приватизация которой была упомянута в меморандуме МВФ. Будет ли она прописана в новом варианте меморандума – не известно. Текст сейчас согласовывается сторонами.

По данным "УП", в проекте документа есть пункт о том, что весной Украина должна привлечь иностранных консультантов и комиссии для подготовки к продаже ОПЗ и "Центрэнерго". Однако Администрация президента предлагает вычеркнуть "Центрэнерго" из списка. Противником приватизации компании выступает и "президентский" министр энергетики Владимир Демчишин.

Как выяснила "Украинская правда", близкие к "Энергомереже" фирмы начали скупку долгов "Центрэнерго" и Одесской ТЭЦ. Результатом этого процесса может стать контролируемый переход государственного имущества в частные руки.

"Центрэнерго" с 2004 года находится в процедуре банкротства по иску угольного предприятия "Ровенькиантрацит". В конце прошлого года состоялось два судьбоносных судебных заседания.

Первое прошло 17 ноября – суд отказал в претензиях целому ряду государственных и частных кредиторов "Центрэнерго" на общую сумму более 2,3 млрд гривен.

Второе заседание состоялось 1 декабря. На нем была утверждена замена части старых кредиторов, которые уже были в реестре, на новых.

И здесь на сцену вновь выходят государственные облэнерго и близкие к "Энергомереже" компании. Как оказалось, с сентября по ноябрь 2015 года старые кредиторы "Центрэнерго" переуступили свои долги на 70 млн грн неизвестным компаниям - "Тера", "Транснова", "Баланс Груп" и "Легист-Инвест".

70 миллионов достаточно, чтобы участвовать в комитете кредиторов, назначении руководства и согласовании плана санации предприятия.

История украинского бизнеса знает немало историй, когда из процедуры банкротства госкомпании выходили с обновленным списком собственников. Например, по такой схеме крупнейшим акционером "Днепроэнерго" стал ДТЭК Рината Ахметова.

Кто стоит за новыми кредиторами "Центрэнерго"? Как минимум по двум предприятиям можно проследить связь с "Энергомережой" и братьями Суркисами.

Кто стоит за новыми кредиторами "Центрэнерго". / Фото: Украинская правда

Учредитель "Баланс Груп" - Анна Надежина, "Легист-Инвест" - Даниил Платонов. Оба числятся основателями компании "Спортивно-оздоровительный центр физического развития "Динамо-Киев".

Платонов также работает директором в компании "Энергомережа – генерация", ее единственный основатель – холдинговая компания "Энергомережа".

В самом конце 2015 года "Энергомережа" напрямую включилась в банкротство Одесской ТЭЦ. Она перекупила долги у трейдера "Укргаз-Энерго" Дмития Фирташа и государственного "Трансгаза" и борется в суде за назначение лояльного арбитражного управляющего.

"Скандалы вокруг "Центрэнерго", ОПЗ и государственных облэнерго дают понять, что система управления государственным имуществом все еще остается прежней, меняются лишь бенефициары схем. Все это происходит не просто с попустительства, но и благодаря протекции высших руководителей страны", - пишет автор расследования журналист "УП" Андрей Самофалов.

"Задержка приватизации украинской энергетики приводит к ожидаемому результату. Когда государство начнет продажу, Фонду госимущества попросту нечего будет предложить", - подытожил он.

Напомним, большую приватизацию в Украине хотели провести в 2015 году. Однако из-за изменения законодательства, в частности относительно недопущения к приватизации физических и юридических лиц страны-агрессора России, решили перенести продажу госпредприятий на следующий год.

Рада должна разблокировать вопрос приватизации госпредприятий

Рада должна разблокировать вопрос приватизации госпредприятий

Похожие темы:

Следующая публикация