Перспективные направления бизнеса: как аграрии осваивают новые ниши для производства Партнерский Материал

Перспективные направления бизнеса: как аграрии осваивают новые ниши для производства

Фото: Unsplash

Сельскохозяйственные производители ищут уникальные способы заработка, осваивая непопулярные ниши.

Производить массовые продукты небольшим фермерским хозяйствам в Украине становится невыгодно. Конкурировать по объемам партиями и качеству с крупными агрохолдингами мелким предпринимателям слишком трудно и затратно.

Поэтому сельскохозяйственные производители ищут уникальные способы заработка, осваивая непопулярные ниши. Это дает им возможность получать больше прибыли и находить перспективные рынки сбыта. Что же научились производить украинские аграрии и какими экзотическими продуктами удивляют потребителей?


Новые идеи для малого предпринимательства

Отечественные производители уже научились удовлетворять всевозможные вкусы потребителей. Микрогрин, трюфели, устрицы, креветки, улитки — уже не новинка для рынка. Однако занимаются таким непопулярным и в то же время рискованным сельскохозяйственным бизнесом единицы. В то же время, в Украине с каждым годом появляется все больше новых перспективных агронаправлений.

Как отмечают эксперты, выбор нишевых культур для производства на малых площадях очень велик, причем большинство из них уже хорошо известны потребителям, однако пока остаются в сегменте нишевых. Такой культурой, например, является чеснок, об экспортном потенциале которого говорится уже не один год. По словам Анны Морозовой, руководителя чесночного кооператива "УкрАП", прежде чем выходить на международные рынки, эта культура должна освоить отечественный рынок, вытеснив оттуда импортную продукцию.

Наиболее перспективными направлениями для развития микропредпринимательства являются экологические проекты, направленные на сохранение окружающей среды и переработку отходов, изготовления органической продукции, производство "зеленой" энергии и экотуризм в исторических регионах страны

Виктория Нагирняк, руководитель направления "Корпоративная социальная ответственность МХП"

Ярким примером нишевой культуры является артишок. По данным Вадима Дудки, директора компании "Агроанализ", мировое производство артишоков достигает 1,5 млн тонн в год. Лидируют в этом сегменте Италия (440 тыс. тонн), Египет (260 тыс. тонн), Испания (230 тыс. тонн), Аргентина (105 тыс. тонн) и Перу (103 тыс. тонн). Для Украины же артишоки пока являются новинкой. Однако эта культура оптимально подходит для выращивания на украинских черноземах. Она отличается транспортабельностью и легкостью, а также ее можно вполне эффективно выращивать даже на площади 1 га.

Особого внимания заслуживают ягоды, в частности ежевика. "В Украине остаются недостаточно освоенными нишевые ягодные культуры, такие как ежевика. Хоть она и менее морозоустойчива, чем малина, но может давать в два-три раза больший урожай. Каждый ежевичный куст при правильном уходе будет приносить 5-10 кг ягод, которые пользуются спросом как внутри страны, так и за ее пределами", — убеждают специалисты PRO-Consulting. По оценкам экспертов консалтинговой компании, ягодный бизнес сегодня является одним из самых высокорентабельных, поэтому все вложения окупятся за три года, а ежегодный доход ежевичного хозяйства с площадью насаждений 10 га составит от $500 тыс. до $1 млн в зависимости от сорта и возраста кустов.

Сельский бизнес может быть нишевым

Сейчас активно развивать нишевое фермерство крестьянам помогает крупный бизнес. В частности, агрохолдинг МХП в рамках конкурса микрогрантов для развития микропредпринимательства в сельской местности "Село: Шаги к развитию" предоставляет средства на создание собственного дела и развитие уже начатого бизнеса и помогает с написанием перспективного бизнес-плана. Одним из победителей стал Денис Моручок. Оказывается, аграрные инициативы могут удивлять. Начинающий предприниматель задумал выращивать не просто фундук, а еще и трюфели на корнях растений. Такое сочетание условий идеально подходит для третьего бизнеса, а именно — разведение улиток. Свое дело он начал в селе Полствин Каневского района Черкасской области. Общая стоимость проекта составляет более 200 тыс. грн. При этом средства на расширение бизнеса в размере 50 тыс. грн предоставил агрохолдинг МХП.

"Есть восемь лет опыта выращивания и реализации улиток и продуктов их жизнедеятельности и пять лет занимаюсь сбором, продажей и размножением трюфеля. Спрос на мою продукцию из улиток, фундука и трюфеля сейчас большой в Украине и постоянно растет. Мясо и икру улитки покупают киевские рестораны уже более трех лет. Слизь поставлял в косметологические компании. Сейчас тестирую технологию механического сбора слизи и ищу покупателей в Украине. Гумус планирую использовать для собственных нужд", — поделился опытом молодой бизнесмен.

Каждое малое сельскохозяйственное предприятие может сделать успешным свое нишевое производство. Однако без поддержки крупного бизнеса этот путь будет значительно длиннее и более тернистым

Дмитрий Камбулов, советник председателя правления МХП

Все большую популярность набирают бизнес-проекты, направленные на применение возобновляемых источников энергии из отходов агропроизводства, выращивание экзотических культур растений и выведения новых пород животных, активно развивается "зеленый" туризм, сфера услуг.

"Наиболее перспективными направлениями для развития микропредпринимательства являются экологические проекты, направленные на сохранение окружающей среды и переработку отходов, изготовления органической продукции, производство "зеленой" энергии и экотуризм в исторических регионах страны. МХП готов поддерживать уникальные и перспективные идеи проактивных людей, которые ищут пути использования местных ресурсов и новое применение для них", — уверяет Виктория Нагирняк, руководитель направления "Корпоративная социальная ответственность МХП".

Фото: ТСН.ua

Выбор имеет значение

Правильный и взвешенный выбор нишевой культуры, по мнению специалистов, является одним из ключевых факторов успешного бизнеса. Однако сама идея ничего не стоит. Важно понимать пути достижения цели, проанализировать риски, предусмотреть возможные производственные затраты. В частности, Александр Ярещенко, заместитель директора по научной работе Института садоводства НААНУ, отмечает, что при условии правильных расчетов вполне эффективной может быть и семейная ягодная ферма по выращиванию малины на небольшой площади.

Андрей Ярмак, экономист инвестиционного центра ФАО, уверяет, что главной ошибкой многих аграриев является убеждение, что выбор правильной ниши — залог перманентного успеха бизнеса. Более того, фермеры нередко делают акцент именно на выращивании продукции, а не на ее сбыте.

"Недостаточно просто научиться выращивать. Нужно производить продукт, который был бы востребованным покупателями и соответствовал современным стандартам", — сказал Кейс Кьолеман, координатор проектов консультационной поддержки для малых и средних предприятий (Нидерланды).

Недостаточно просто научиться выращивать. Нужно производить продукт, который был бы востребованным покупателями и соответствовал современным стандартам

Кейс Кьолеман, координатор проектов консультационной поддержки для малых и средних предприятий

Выращивания нишевых культур дает возможность малым предприятиям выходить на международные рынки и предлагать уникальную продукцию. Создание устойчивой бизнес-модели, продуманный маркетинг и соблюдение высокого качества открывает перед производителем новые возможности. Сегодня сельское предпринимательство только начинает развиваться, но при финансовой и организационной поддержке со стороны надежных инвесторов такой бизнес может быть вполне успешным. А это — новые рабочие места и перспектива инфраструктурного развития регионов.

"Каждое малое сельскохозяйственное предприятие может сделать успешным свое нишевое производство. Однако без поддержки крупного бизнеса этот путь будет значительно длиннее и более тернистым. МХП благодаря проектам, направленным на развитие микропредпринимательства, проводит обучение и консультирует по юридическим вопросам начинающих предпринимателей, показывает подводные камни собственного дела и помогает избежать многочисленных рисков. Объединение усилий отдельных фермерских хозяйств и агрохолдингов является двигателем для развития национальной экономики и улучшения благосостояния украинцев", — убежден Дмитрий Камбулов, советник председателя правления МХП.

Если ориентироваться на потребности рынка и предлагать ему что-то новое, постепенно расширяя свои возможности, нишевые отечественные производители вполне могут выйти на международные рынки и конкурировать с европейскими. При этом они не будут уступать качеством, а по некоторым показателям даже превосходить конкурентов. Богатый потенциал Украины как аграрного государства имеет множество незаполненных ниш. Поэтому те, кто сможет выбрать правильное направление для предпринимательства и заручится поддержкой инвесторов для своей инициативы, непременно достигнут успеха.

Похожие темы:

Следующая публикация