"Приготовиться к земле". Украина проходит сложнейший процесс введения рынка

"Приготовиться к земле". Украина проходит сложнейший процесс введения рынка

Законодатели пытаются продумать и выписать все нюансы, которые могут возникнуть после работы рынка земли.

В эту пятницу, 18 октября, на внезапном и почти тайном заседании профильного комитета избрали неправительственный законопроект о рынке земли. Он учитывает интересы аграриев и значительно ограничивает вход на рынок иностранцам.

В связи с ним, решается проблема концентрации земель в одних руках. Ранее чиновники предлагали ограничение в 15% от территории области и не более полпроцента страны - это примерно двести тысяч гектаров. Депутаты эту норму немного усовершенствовали. Появился такой пункт, как объединенные территориальные общины. Сельхозземлю у них можно купить, но не более трети от площади.

По области теперь одному владельцу разрешено иметь вдвое меньше земли, а показатель по стране остался без изменений.

И еще одно, пожалуй, самый острый вопрос - продажа земли иностранцам. Свободный доступ к рынку они получат только с 2024-го. Эта отсрочка позволит украинским фермерам стать сильнее и подготовиться к конкуренции. Однако, есть и угроза - цена на украинский чернозем будет расти медленнее. Это хорошо для покупателей, но плохо для владельцев паев, которые получат меньше денег, но будут иметь больше времени, чтобы решиться на продажу.

Впрочем, выяснилось, что в учете этих земель - настоящая катастрофа. Миллионы гектаров просто исчезли, став белыми пятнами на кадастровой карте. В некоторых украинских регионах треть сельхозугодий исчезла в щелях документальной катастрофы. "Земля не является плоской как стол – она имеет форму эллипсоида. И когда вы эллипсоид проектируете на плоскую поверхность, там идет погрешность", - убеждает Александр Краснолуцкий, заместитель председателя Госкадастра.

По оценкам эксперта Института Грофорд Алексея Куща, такая юридическая ситуация выгодна рейдерам. Такая спорная земля связана с неточностями, которые сопровождали приватизацию и аренду паев. "Много распаеванных земель сегодня на дорогах наложенные, в бригадах, на зданиях, между областями", - рассказал Руслан Майструк, председатель Тетиевской ОТГ. По его словам, ошибки пришлось исправлять за счет общины.

Следует отметить, что в 1990-ых право стать землевладельцами получили около 7 миллионов крестьян. Большинство из них получили сначала сертификаты, а потом земельные паи. Средний размер такого пая колебался от одного гектара на западе страны до почти в 9 гектаров в Луганской области. Государство заявляло о больших успехах на пути приватизации, когда в частную собственность попало около 27 миллионов гектаров или это почти половина территории Украины.

Если земли нет в кадастре – это значит, что сведения о ней исключительно на бумажных носителях, а иногда документация потерялась вообще. Когда все планы участков в актах на землю рисовали с привязкой к местным координатам – дороги, деревья, при переносе на электронную карту превратило кадастр на кадастрофу. "Мы независимо от Госгеокадастра сделали маленькую инвентаризацию, которая показала, что каждый третий участок не соответствовал закону. Не было регистрации в публичной кадастровой карте. Не было понятно, кто и на какой территории работал. Поняли, что картина очень печальная, что треть земли гуляла, а это все таки убытки для ОТГ. Основное поступление - это налог от земли и за короткий период за три-четыре месяца мы наполнили бюджет на 300-400 грн", - сообщил глава Центра развития земельных правоотношений Леонид Корейба.

Такая ситуация на первый взгляд выгодна фермерам – они пользуются неучтенной землей, не платя налог. Но именно на эти земли охотятся рейдеры, которых эти же фермеры боятся как огня. Оказывается, что 80% государственных угодий (около 8 миллионов гектаров) до сих пор не нанесены на электронную карту. Государство не знает, кто хозяйничает на них, и кому платит аренду.

Последние годы в Госгеокадастре наносят на карту границы государственных земель. Это стоит государству около ста миллионов гривен за миллион гектаров. Для завершения работ нужно еще где-то найти миллиард. Вместе с тем здесь пытаются исправить миллионы ошибок, которые висят в кадастровой карте. "Полтора миллиона ошибок уже исправили. Например, конфигурация не та – в государственном акте нарисовали земельный участок, а там в натуре на местности нет прямоугольного участка. Там она даже пятиконечная может быть. Соответственно такую ошибку уже исправить тяжелее, потому что у человека возникло право", - сообщил Александр Краснолуцкий, заместитель председателя Госкадастра.

Заместитель уволенного главы кадастра рассказывает – они не могут заставить крестьян регистрировать частную землю. Государство за эти белые пятна не отвечает.

Эти земли могли бы приносить сотни миллионов гривен налогов местным общинам. Хотя провести инвентаризацию всех белых пятен будет стоить примерно столько же. Но если вовремя не запустить эту земельную проверку и не закончить ее до запуска рынка земли, уже на следующий день белые пятна исчезнут в кожаных папках для документов и дорогих юристов, которые всегда сопровождают рейдерские атаки.

Станислав Ясинский

Похожие темы:

Следующая публикация