Россия "залила" Украину своим горючим: рассказываем, почему это опасно и какие аргументы в участников рынка
Associated Press
  • Количество комментариев 1
  • Количество просмотров 10846

Решение вводить пошлины или нет не могут принять уже несколько месяцев

ПАО "Укртатнафта", ПАО "Укрнафта" и АО "Укргаздобыча" настаивают на необходимости введения пошлин на российское дизельное топливо и сжиженный газ. По убеждению компаний - это поможет Украине сделать еще один шаг к энергетической независимости от РФ. Однако есть и те, кто против введения пошлины. Среди них, в частности "Нефтегазовая ассоциация Украины" и директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн.

ТСН.uа рассказывает о ситуации на рынке, чего хотят одни и почему против введения пошлин другие.

В чем дело

Еще 21 января 2020 года три национальных товаропроизводители – ПАО "Укртатнафта", ПАО "Укрнафта" и АО "Укргаздобыча" – подали совместную жалобу по внедрению компенсационных мер в отношении российского импорта субсидированного дизельного топлива и сжиженного газа. Также ПАО "Укртатнафта" выступила с инициативой отменить льготы на сжиженный газ, который в основном импортируется из РФ.

В заявлении говорится, что нарушение правил международной торговли при поставках российских нефтепродуктов заключается в том, что в России по схеме возврата из бюджета акцизов производителям компенсируют затраты, связанные с производством и экспортом нефтепродуктов, что является субсидированием и нарушает нормы Всемирной торговой организации (ВТО). За счет субсидирования доля российских нефтепродуктов в общей структуре импорта Украины дизельного топлива достигла 47%, сжиженного газа – 55%, отмечали инициаторы расследования.

Они утверждали, что введение пошлин не приведет к дефициту сжиженного газа и дизтоплива, а также рост цен, поскольку внутреннее производство, импорт из Беларуси, Литвы и Польши, а также морские поставки являются конкурентными.

Однако против импорта активно выступают представители отраслей, дескать, введение импортных пошлин равна увеличения цен.

В конце ПАО "Укртатнафта", ПАО "Укрнафта" и АО "Укргаздобыча" объявили "войну за энергонезависимость от РФ", а другая сторона продолжает настаивать не вводить пошлины.

Аргументы "за" введение пошлин

Более 40% дизеля, который продают на украинских АЗС, произведено в России. Более того, РФ активно поддерживает своих производителей, чтобы те еще больше захватывали чужие рынки. А это создает угрозу для Украины, уверены в "Нафтогазе Украины", который тоже поддерживает введение пошлин.

Украинского дизтоплива не увидеть в России. Зато в Украине российского, наоборот, ежегодно увеличивается. До 2017 года из РФ в Украину попадало относительно немного дизеля, рассказывает эксперт по энергетическим вопросам Игорь Тышкевич. Впрочем, впоследствии на рынке заработала компания, которую связывают с украинским кумом президента РФ Владимира Путина.

Россия из такой ситуации имеет сразу несколько выгод, говорят в "Нафтогазе". Первая – это финансовая.

"Украинцы, покупая российское топливо, направляют деньги в российский бюджет, либо в бюджет большинства государственных и частных компаний", м объясняет директор по коммерческим вопросам АО "Укргаздобыча" Сергей Федоренко.

Вторая – это источник влияния. Если Россия захочет, то может, например, искусственно создать дефицит. Поэтому еще в декабре прошлого года ситуацию обсуждали на СНБО. Приняли до 1 июля разработать план действий по диверсификации поставок. Чтобы из одного источника не поступало более 30% топлива, что его потребляют в Украине.

Украинские добытчики и переработчики нефти, в свою очередь, пожаловались в Антимонопольный комитет на действия соседей. Говорят, что не могут честно конкурировать с Россией. Европейские игроки также иногда проигрывают конкуренцию. Поэтому для решения вопроса предложили Антимонопольному комитету ввести пошлину в 8,46% на дизельное горючее из РФ. А до 2024 года увеличить его до более 25%.

"Госбюджет Украины только выиграет от введения пошлины. Дополнительные доходы могут составить от 2,7 до 4 млрд грн в год, в зависимости от динамики цен и объема импорта. Представители импортеров российского топлива говорят, что украинский рынок является премиальным для российских нефтяников. Понятно, что российские компании заинтересованы сохранить статус кво и зарабатывать сверхприбыли на украинском рынке. Но украинское правительство должно действовать в интересах Украины и ее граждан, и премиальные заработки российских нефтяников направить в украинский бюджет", –пояснил в интервью "Интерфакс-Украина" исполняющий обязанности Председателя Правления ПАО "Укрнафта" Олег Гез.

Он также добавил, что подпитывать своими руками подобную зависимость от РФ по меньшей мере опрометчиво: "Импортная пошлина – это действенный инструмент диверсификации, который позволяет двигаться к этой цели без потрясений для экономики и потребителей. Пока что Украина имеет время и возможность уменьшить зависимость от российских нефтепродуктов контролируемо и на собственных условиях. Если Россия применит свое нефтяное оружие, времени и пространства для маневра у нас уже не будет".

Что говорят противники

В противовес сторонникам дизельных пошлин, ряд ассоциаций выступили с резкой их критикой. Уверены, что это может спровоцировать дефицит топлива и рост его цены.

"Любые расследования, любое внедрение дополнительных пошлин, они будут означать повышение цен. Мы надеемся, что такое решение будет быстрее отклонено", – рассказал генеральный директор Федерации работодателей транспорта Украины Владимир Гусак.

Директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн тоже говорит о возможном повышении цен, мол "расходы на топливо крупнейших категорий потребителей вырастут".

На это опять таки ответили в "Укрнафте". Там уверяют, что цены на топливо не будут расти.

"Рост цен на нефтепродукты в Украине вследствие введения пошлины на российские дизельное топливо и автогаз – это миф. Цены на АЗС, в конечном итоге, зависят от цен нефть, акцизов и курса доллара. Текущая ценовая ситуация на рынках нефти не дает оснований говорить о росте", – говорит Олег Гез.

Братьев Куюнов и их "Консалтинговую группу А-95" компания обвиняет в работе на РФ. Объяснили свои упреки так: "По имеющейся информации, основным спонсором, который официально ежемесячно финансирует Консалтинговую группу А95 Куюнов, является общеизвестная сеть АЗС, которая раньше принадлежала российской ТНК, и которую сейчас связывают с кумом российского президента. Именно эта сеть в настоящее время реализует в Украине исключительно российское дизельное топливо".

Ранее ТСН также обратилась в Минэкономики по этому вопросу, впрочем, там так и не предоставили комментарий по поводу ситуации. Поэтому, как будет развиваться ситуация в дальнейшем, остается неизвестным.

Видео Дешевая цена или метод воздействия: более половины сжиженного газа в Украину попадает из России

Более половины сжиженного газа и дизельного топлива в Украину попадают из России. Зачастую цены на такое топливо, говорят эксперты, ниже, чем у конкурентов. Как следствие - агрессор еще более наращивает свое влияние, не позволяет развиваться украинским производителям, а в случае необходимости может вообще перекрыть поставки в Украину.  

Дешевая цена или метод воздействия: более половины сжиженного газа в Украину попадает из России

Оставьте свой комментарий