За каждый дополнительный холод приходится платить.
Прошлогоднее лето в Европе вошло в список самых жарких за всю историю наблюдений. Но, кажется, нынешний июнь побил все рекорды. В Европе - от +40 и выше. О том, что ситуация нетипичная для июня, подтвердили и во Всемирной метеорологической организации.
Об этом говорится в сюжете ТСН.Тиждень.
Адские уже не дни, а утра. И душные ночи. Затяжная жара стала врагом, который незаметно обкрадывает нас на миллионы.
Каждый плюс один градус на термометре – минус из нашего кармана. Дороги, еда, коммуналка, лекарства. Дорожает буквально все. На самые жаркие дни приходится пик потребления электричества. Горы угля на ТЭС тают, как мороженое. Потому включены едва ли не все кондиционеры страны.
В огромных павильонах супермаркетов прохладно. И этот сервис со свежестью тоже стоит вам денег.
"Это проценты. На 3-4% дороже, но к себестоимости это закладывается", - пояснил директор ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.
Топовые продукты в жару: овощи, фрукты, мороженое, пиво и, конечно же, вода. Ее разбирают бешеными темпами.
Жарко сейчас не только на улице, но и на производстве напитков. Жара заставила включить все станки на полную мощность и прямо сейчас здесь производят тонны литров воды. Машины накаляют воздух и без жары. Результата от работника в таком аду мало. Здесь только собираются установить охладительные системы. А пока же 42 тысячи бутылок в час изготавливает эта линия - одна из десятка. Ее открыли специально под новый сезон, чтобы покрыть небывалые потребности в воде.
"Рынок готов потреблять больше. И этот тренд примерно 10% в год в среднем по всей продукции завода. Мы были вынуждены, согласно планов компании, мы установили еще одну линию", - отмечает руководитель производства напитков Владимир Вишневский.
И хотя здесь есть собственная электростанция, в жаркие недели предприятию приходится докупать электричество у государства. А в рекордно теплые дни, рекордное количество грузовиков, аж 200 - выезжает на дороги ежесуточно.
Совсем незаметно, километр за километром климатические зоны сдвигаются вверх - на 200 километров, показывают исследования. Там, где когда-то полесье было, теперь – лесостепь. Не секрет, что каждую погодную прихоть, которая разрушает урожай, оплачиваете вы.
"Первые арбузы пошли от фермеров в другие города. И что мы видим? Сравниваем в опте цену на арбузы: в Украине на 30% дороже, чем в Польше. Хотя в Польше они не выращиваются, и они импортируют из других стран и Европы", - подчеркивает Алексей Дорошенко.
А лук по 40 гривен в апреле, помните? Это тоже следствие жары.
"Потому что прошлым летом также был жаркий период в Европе особенно, и был неурожай лука", - пояснила экономист Центра экономической стратегии Дария Михайлишина.
Хай-тек теплица с климат-контролем при любой погоде убережет урожай. Это философия европейских фермеров. Так и сезонную цену планировать легче, говорят эксперты. Иначе последствия жары мы обязательно увидим на ценниках.
Чтобы все эти тонны урожая, воды, мороженого доставлять вовремя, перевозчики выжимают на раскаленном асфальте своими перегруженными фурами – холмы. Когда в воздухе +28, на асфальте – +43. Это температура плавления битума. На печальные антирекорды мы богаты.
Вот например, в Одесской области остановили грузовик. То, что увидели на взвешивании – ввело в ступор всех. 202 тонны. Случай, о котором известно. В разы больше тех, что разрушают дороги - безнаказанно.
"А потом говорят, что плохие у нас дороги в Украине. Если 21, 24 тонны - нас не пропустят через границу. А у нас по Украине ездят и по 30 и по 40 тонн и ничего", - рассказывает один из водителей.
В Польше за такое нарушение на логистов накладывают штраф размером как 3-месячный заработок, - рассказывают те, кто оттуда приехал. Они неперегруженные, но полиция под Киевом заставил их переждать жароту. На улице +33, в кабине все +50.
Пока что технологии укладки асфальта под жару в Украине адаптировать не собираются. Но точные убытки от езды нарушителей в жару наши дорожники даже не пытались сосчитать. А это тоже деньги из вашего кармана.
+23 это идеальная комнатная температура в жару. Каждый градус + к этой норме – это минус 2% от вашей работоспособности. При +35 человек начинает неосознанно делать ошибки. Все вместе они стоят работодателям и целым экономикам очень дорого.
"Одним из вариантов можно проведение сиесты, как в Испании. Исследования Лондонской школы экономики показывают, что если такое ввести там в Лондоне, то это может уменьшить потери производительности от изменения климата на 700 млн евро", - отмечает Дарья Михайлишина.
И пока в Украине жара все еще не аномалия, а вполне закономерное погодное явление, наши европейские соседи подстраиваются под нее во всем. Вот в Бельгии +36. Все, кто работает на улице, начинают рабочий день с 7 утра, а продолжают только после захода солнца.
Во Французском городе Лимож на табло +42. По всей стране власть организовала дополнительные фонтанчики, людям раздают воду, а больницы работают в усиленном режиме. Французы слишком боятся возвращения жутких последствий жаркого 2003 года. Тогда от жары погибло 15 тысяч человек. В основном – преклонного возраста.
В Словакии людей от жары не спасали даже стены больниц. В палатах +32. В 10 утра. Тамошняя власть решила обустроить палаты и операционные кондиционерами. И если вы думаете, что самый активный период болезней только зима и осень – ошибаетесь. В летнюю жару угроз в разы больше. И смертей, к сожалению, тоже. Обезвоживание, тепловой удар, гипертония, астма, обострение хронических недугов. В наибольшей зоне риска – дети и пожилые люди.
Но акклиматизироваться к жаре каждому из нас куда проще, чем огромному и неповоротливому организму с названием государство. Пока Европа подстраивает дороги, города, больницы, да что там - целые экономики к жаре, Украина даже не считает убытков от нее. А эти убытки оплачиваем мы.