Турбины Siemens в Крыму: как промышленный гигант мог организовать нарушение санкций ЕС
В аннексированный Крым попали турбины немецкого концерна Siemens - вероятно, в обход санкций Евросоюза в отношении России.
© Getty Images
До сих пор случаев, когда немецкие предприятия нарушали бы санкции Европейского Союза в отношении России, введенные за аннексию Крыма, зафиксировано не было.
По крайней мере на днях это констатировали авторы исследования Восточного комитета немецкой экономики (Ost-Ausschuss der Deutschen Wirtschaft). Однако, возможно, появился прецедент.
Речь идет о четырех газовых турбинах, которые произвело совместное предприятие "Сименс технологии газовых турбин" (65% у Siemens, 35% - в российских "Силовых машин") для "Технопромэкспорта", дочерней компании российского госконцерна "Ростех".
О доставке этих турбин на аннексированный полуостров сообщило агентство Reuters.
Не отрицает факта и "Ростех", хотя запрос DW о происхождении агрегатов пресс-служба концерна проигнорировала. Газовые турбины предназначены для новой тепловой электростанции (ТЭС) в Крыму, которая должна начать свою работу в 2018 году.
Строительство начали, чтобы компенсировать нехватку электроэнергии, от которого страдает полуостров.
Санкции ЕС, введенные три года назад, запрещают поставки на аннексированный Россией полуостров товаров, которые могут использоваться в частности в сфере энергетики.
Как турбины попали в Крыму
Первые подозрения, что турбины производства Siemens в обход санкций попадут в Крым, впервые прозвучали еще два года назад.
Российская газета "Ведомости" и немецкая Frankfurter Allgemeine Zeitung тогда описывали следующую двушаговую схему: турбины, заказанные для ТЭС в российской Тамани, отделенной от Крыма десятком километров пролива, затем переправляются морем в Севастополь для местной электростанции. Вопрос, где взять турбины для ТЭС в Крыму, оставался открытым.
Из-за этого завершение проекта затягивалось, как тогда признавал глава "Ростех" Сергей Чемезов: "У нас по плану конец 2017 года, но понятно, что мы уже не успеваем, поэтому, думаю, до середины 2018 года завершим строительство. Задержка связана с турбинами". Учитывая то, что в России сегодня не производят турбины такой мощности, альтернатив "санкционному товару" было мало.
"Технопромэкспорт", по собственному же заявлению, искал возможности приобрести аналогичные газовые турбины в иранской компании Mapna, изготовленные по лицензии той же Siemens.
Однако по причинам отсутствия "взаимопонимания по ряду технических и коммерческих вопросов" контракт сорвался.
Относительно поставленных в Крым турбин подрядчик заявил, что приобрел их "на вторичном рынке", не уточняя компанию-контрагента.
В "Ростехе" также отметили, что "с целью приведения условий и требований проекта, которые закладывались изначально", провели модернизацию "данных установок силами специализированных российских заводов и инжиниринговых компаний".
В самой Siemens также допускали, что их продукция могла пройти техническую обработку в России, но не смогли ответить, существует ли вообще рынок подержанных турбин такого типа.
Siemens считает себя жертвой
Судьба турбин после 2016 года читается совершенно по-разному по версиям российского заказчика и немецкого поставщика.
Последняя новость на сайте "Технопромэкспорт" датирована ноябрем 2016 года. В ней дочка "Ростех" обвинила "Сименс газовые технологии" в невыполнении договорных обязательств.
Компания сообщила, что началась доследственная проверка действий контрагента и допустила, что уголовное производство могут открыть даже против менеджмента немецкого конгломерата. Свои действия Siemens объясняет тем, что с сентября 2016 года у концерна появились достаточные основания полагать, что российская сторона собирается нарушить контракт на поставку турбин в Тамань.
"Как только было заморожено строительство Таманской ТЭС, мы прекратили все действия по контракту", - утверждают в Siemens.
Критику в свой адрес в мюнхенской штаб-квартире считают неоправданной.
По словам представителя Siemens, компания "не может исходить из того, что каждый наш партнер в России будет нарушать условия договора, иначе невозможно было бы вести бизнес".
Запутанная история с сервисным обслуживанием
Наиболее вероятно, что в Крыму оказались немецкие агрегаты с "неродными" деталями, на которые не распространяется гарантия.
"Обычно такие контракты предусматривают, что Siemens отправляет для установки турбин специалистов, предоставляет "ноу-хау", но мы не будем этого делать в Крыму", - заверили в концерне.
На вопрос, будут ли работать турбины без технической поддержки завода-производителя, в штаб-квартире Siemens только разводят руками: это, мол, как прогнозировать будущее автомобиля, когда в распоряжении есть только двигатель. "Нам важно донести, что мы не игнорировали риск попадания нашей продукции в Крым, но активно противодействовали этому и сделали все возможное", - сказал DW представитель концерна.
В контракте между "Сименс технологии газовых турбин" и "Технопромэкспорт" как единственное место использования определена ТЭС в Тамани, а также оговаривается запрет поставок электричества с нее на полуостров Крым. Впрочем, агентство Reuters со ссылкой на осведомленные в проекте источники сообщило, что есть еще один след Siemens в строительстве крымских электростанций.
По их данным, компанией-подрядчиком, которая будет устанавливать турбины на ТЭС, стала российская "Интеравтоматика". 45,7% ее акций контролирует именно Siemens.
Представитель немецкого конгломерата на соответствующий запрос возразил вовлеченность концерна.
В случае выявления причастности "Интеравтоматики" к строительству электростанций в Крыму компания пообещала, что предпримет всех необходимые и возможные меры для скорейшего прекращения такого участия".
Что грозит Siemens
Доказательств того, что турбины, которые оказались в Крыму, сделанные Siemens, пока нет, но в концерне исходят из того, что там оказались их агрегаты. Поэтому Siemens создал специальную рабочую группу для планирования дальнейших действий: "Если снабжение наших турбин в Крыму подтвердится, это будет однозначным нарушением договора".
В соглашении предусмотрены санкции на случай нарушения его условий, в мюнхенской штаб-квартире не уточнили. "Технопромэкспорт" - дочерняя компания "Ростех" Сергея Чемезова, которого считают другом президента РФ Владимира Путина времен работы в Комитете госбезопасности (КГБ), после приостановки поставок с немецкой стороны пригрозила запретить Siemens работать на российском рынке.
Немецкий концерт работает в России уже 160 лет и считает этот рынок стратегически важным для себя, хотя в последнее время торговый оборот концерна в РФ падает.
На вопрос, не боятся ли в Siemens попасть в немилость российской власти, там отвечают: "Посмотрим". С другой стороны, если подтвердится, что немецкие турбины оказались в Крыму, это станет косвенным нарушением санкционного режима ЕС.
Риск оказаться между двух огней и получить штраф со стороны властей ФРГ Siemens оценивает как незначительный.
В мюнхенской штаб-квартире концерна говорят, что, во-первых, заключенный с "Технопромэкспортом" договор не подпадает под санкционные ограничения.
Во-вторых, Siemens, по словам представителями компании, все время находится в тесном контакте с властями Германии и в полном объеме сотрудничает с ней. Юристы, специализирующиеся на вопросах международных санкций, считают, что доказать ответственность Siemens за нарушение ограничительных мер ЕС будет непросто.
"Для этого надо будет доказать, что немецкая компания знала и сознательно позволила нарушить режим санкций", - заявил DW юрист из Потсдама Инго Детлофф (Ingo Dethloff).
Опрошенные Reuters эксперты допускают, что компанию смогут наказать за такую провинность. Впрочем, компании "Ростех" бояться, вероятно, нечего. Она уже находится в перечне компаний, против которых введены санкции со стороны ЕС и США.