Митрополит Епифаний подытожил первый год деятельности ПЦУ и рассказал о будущих планах Украинской Церкви.
15 декабря 2019 года уже объединенная Православная Церковь Украины будет праздновать годовщину Объединительного Собора. На нем представители трех православных церквей в Украине приняли решение об объединении в одну структуру и избрали Предстоятеля новой церкви – им стал митрополит Епифаний.
За год ПЦУ, несмотря на огромное давление со стороны Москвы и ее Церкви, смогла получить признание двух православных церквей мира, а в ее состав перешли около 600 приходов УПЦ МП. Немалый авторитет получил и сам Епифаний внутри церкви, ведь почти все епископы ПЦУ единогласно уверяют, что именно его фигура является мощным фактором объединения, а его мудрое поведение и реакция на наиболее критические для ПЦУ моменты лишь усиливает эту уверенность. В разговорах с архиереями ПЦУ прослеживается единый вывод – несмотря на свой юный возраст, митрополит Епифаний имеет большой авторитет внутри церкви.
К первой годовщине Объединительного Собора ТСН.ua пообщался с митрополитом Епифаний об итогах года для ПЦУ, последствиях конфликта с Патриархом Филаретом, причинах приостановки перехода общин из УПЦ МП в ПЦУ, а также планах на будущий год.
- Через несколько дней будет праздноваться первая годовщина Объединительного Собора Украинской Церкви. Расскажите о том, чего достигла ПЦУ за первый год своего существования.
- Да, действительно, 15 декабря мы будем праздновать первую годовщину с момента объединения трех ветвей украинского православия в единую поместную Православную Церковь. Потому что мы не празднуем как Церковь первую годовщину. Мы празднуем первую годовщину объединения и признания автокефалии Украинской Православной Церкви. Потому что наша Церковь имеет славную, древнюю, тысячелетнюю историю своего бытия. Но мы как уже объединенные в единую поместную Православную Церковь будем праздновать свою первую годовщину.
И в течение этого времени, конечно, было много испытаний. Год был тяжелым, но мы его прошли достойно. И поэтому имеем определенные успехи и достижения. Мы сохранили единство, благодаря этому мы получили признание со стороны двух других православных Церквей – Элладской Православной Церкви и Александрийского Патриархата. А также внутри мы полностью сформировали все необходимые органы управления ПЦУ, Синодальные управления, и уже 14 декабря мы будем подводить определенные итоги нашей годовой деятельности и проведем первый расширенный Архиерейский Собор, на котором будем обсуждать те достижения, которые были в течение этого года. И, конечно, будем говорить о нашем общем будущем, о тех вопросах, которые мы будем воплощать в жизнь в течение следующих лет нашего совместного бытия.
- На Соборе Вы ожидали своей победы на выборах Предстоятеля? Какие у Вас были тогда ощущения?
- Я неоднократно говорил о том, что я всегда полагался на волю Божью. Как Господь сподобит, так и будет. Я был одним из кандидатов на Предстоятеля ПЦУ и был выдвинут тогда со стороны УПЦ КП как единый кандидат от этой Церкви. Но я полагался на волю Божью. Как Господь сподобит, так и будет, потому что это очень тяжелый, ответственный крест руководителя такой большой структуры как ПЦУ. Положился на волю Божью, и Господь так сподобил, что большинство участников Объединительного Собора отдали свой голос именно за мою кандидатуру, поэтому я принял это как послушание Церкви. Очередное послушание, потому что к тому времени я много нес ответственных послушаний в Церкви Киевского Патриархата, поэтому и сейчас принял эту нелегкую ношу Предстоятеля ПЦУ. Все архиереи, которые находятся в Церкви, они являются монахами и занимают определенные должности, и полагаются на волю Божью и волю Церкви. Меня избрали, и я с этого времени несу ответственное послушание руководителя ПЦУ.
- Собор должен был начаться в 10 утра, однако фактически начал работу в 13 часов, потому что очень долго длился Собор УПЦ КП, на котором должно было приняться решение о самоликвидации. Расскажите подробнее, почему это событие так затянулось, и как в конце концов было принято такое решение.
- Это было определенное условие со стороны Вселенского Патриархата. Что перед тем, как мы объединимся в единую поместную Православную Церковь, те структуры, которые существовали до этого времени, должны провести соответствующие Поместные Соборы и ликвидировать те руководящие органы, которые были к этому времени в той или иной Церкви. И поскольку УПЦ КП была на то время больше, она легла в основу уже единой Церкви. УАПЦ была меньше УПЦ КП, со стороны Московского Патриархата лишь часть архиереев присоединились. Поэтому действительно были определенные дискуссии перед Собором именно в УПЦ КП. Мы помолились и нашли правильное решение. Все проголосовали за то, что мы распускаем Киевский Патриархат. И если мы создаем на Объединительном Соборе единую поместную Православную Церковь, то после нужно будет провести все юридические вещи, которые призваны полностью ликвидировать, прежде всего, руководящий центр – это Киевскую Патриархию УПЦ КП. И все соответствующие органы, которые действовали до этого времени.
Мы общались, дискутировали, а в конце пришли к такому общему решению. Был подписан соответствующий документ, постановление, на основе которого мы сумели начать в Святой Софии Объединительный Собор, который завершился успешно.
- После проведенного Собора и получения Томоса ощущали ли вы влияние со стороны государства на себя лично или на ПЦУ в целом?
- Государство поспособствовало тому, чтобы состоялся Объединительный Собор, чтобы был получен Томос. Это была заслуга и пятого президента Петра Порошенко, и украинского правительства, и Верховной Рады, которая обращалась к Вселенскому Патриарху. То есть в целом украинское государство в лице президента и Верховной Рады, которая представляет весь украинский народ, обратилось к Вселенскому Патриарху, чтобы он предоставил Томос об автокефалии Украинской Православной Церкви. Поэтому государство поспособствовало, выполнило то, что от него зависело. Никакого вмешательства в собственные внутренние дела не было. Потому что согласно Конституции Церковь и государство разделены.
Хотя здесь очень трудно провести четкую грань, где происходит это разделение. То есть все граждане украинского государства, те, которые принадлежат к Православной Церкви, они являются верующими ПЦУ, но одновременно они являются и гражданами Украины. Поэтому это все тесно между собой взаимопереплетено. Однако как такового вмешательства во внутренние дела Церкви не было. И при новой власти, которая полностью изменилась в течение этого года, также нет.
- Вы уже как минимум дважды, по крайней мере публично, общались с действующим президентом Украины. О чем говорили и какая у него позиция относительно ПЦУ?
- Действительно, мы имели несколько встреч. Первая встреча была после избрания, но до инаугурации. Он посетил меня. Мы имели такое первое, ознакомительное общение с ним. У меня сложилось такое позитивное впечатление, что у него есть желание что-то сделать полезное для развития украинского государства в целом. На него возлагается большая ответственность.
А недавняя встреча – она была в рамках встречи президента с Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций. И мы выразили поддержку президенту в это нелегкое, я бы сказал испытательное, время. Потому что действительно на нем лежит большая ответственность. Все мы хотим, чтобы в Украине воцарился справедливый мир. И поэтому сейчас эта ответственность лежит на украинском государстве и лично на президенте. Он должен найти, как мы говорим, определенную формулу или определенный рецепт для того, чтобы эта страшная необъявленная война России на территории восточной Украины завершилась. Прежде всего, есть стремление, чтобы это было решено каким-то дипломатическим путем. И он пытается это найти. Мы говорили о том, что мы как Церковь молимся. Потому что наш священный долг первейший – молиться. Мы молимся, но и также делаем все для того, чтобы в Украине воцарился справедливый мир. Потому что мы не стремимся какого-либо мира. Потому что мир в неволе – это также мир. Все Церкви были солидарны в том, что мы поддерживаем президента Украины, который стремится, чтобы в Украине воцарился мир. Мы молимся. И пожелали ему успеха в тех переговорах, которые сейчас происходят.
- Почему, по вашему мнению, на Собор прибыло так мало представителей УПЦ МП?
- Было засвидетельствовано, что на Объединительном Соборе должно быть больше десятка архиереев со стороны МП. Но мы видели, что оказывалось давление на представителей этой Церкви. Было известно, кто из них прибудет на Собор. И поэтому некоторые пророссийские деятели, которые сейчас есть в Украине, пытались их убедить в другом. Они поставили подписи под обращением к Вселенскому Патриарху, что они примут участие в Объединительном Соборе. Но, к сожалению, только двое из них прибыли на Собор и приняли реальное участие в создании уже единой поместной Православной Церкви.
Есть много архиереев со стороны МП, которые сейчас имеют определенные опасения, но со временем они перейдут эту черту. Конечно, их пугали тем, что будет смена украинской власти, и следующая украинская власть не будет поддерживать Украинскую Церковь. И внутренние распри разделят нас. И в будущем не будет признания со стороны других поместных Православных Церквей. Но мы видим, что все эти мифы развеялись. Мы динамично развиваемся, утверждаемся, имеем признание со стороны других поместных Православных Церквей. Часть приходов, несколько сотен, присоединились, и сейчас есть много приходов, которые еще присоединятся со временем. Но требуется время. Прошел только первый год. Это не так много времени. Но в течение этого времени мы сумели сохранить ту основу, на которой в будущем мы сможем построить настоящую Украинскую Православную Церковь.
- Чем сегодня живет Предстоятель ПЦУ? Как проходит его обыденный день? С чего начинается ваше утро?
- Мое утро традиционно начинается с молитвы. А потом, если я нахожусь в Киеве, то в кабинете принимаю тех посетителей, которые записываются. И это бывает с 9 часов утра до 9 часов вечера. Не всегда, но график довольно насыщенный. И в течение этого года я совершил около 70 поездок в регионы. То есть 70 архипастырских визитов по Украине. Это очень много, потому что я по несколько дней нахожусь в той или иной области по приглашению архиереев, по приглашению духовенства. Собирается много людей, мы общаемся, мы совершаем богослужения, празднуем определенные юбилеи. Например, последнее такое празднование было в городе Днепр, мы праздновали 25 лет восстановления Днепропетровской епархии.
И так по всей Украине. Мы в этом году праздновали 30-летие третьего возрождения УАПЦ во Львове. В течение этого года я несколько раз посещал Львов, потому что во Львовской области в общем у нас есть около тысячи религиозных общин. То есть это самая такая область, в которой сконцентрировано так много православных приходов ПЦУ. Поэтому постоянные поездки, общение, встречи, мероприятия. В течение этого времени я посетил около 15 национальных университетов, имел общение со студентами постоянно. Мы постоянно свидетельствуем свою открытость. Мы открыты, мы общаемся, мы даем ответы иногда на такие даже острые вопросы, которые существуют. Но мы как Церковь не только это демонстрируем, а действительно воплощаем в жизнь своей открытостью.
- Вы говорили об огромном количестве поездок, встреч. Кто обеспечивает Вашу работу? Существуют какие-то отделы, структуры, которые помогают в организации вашей непосредственной работы?
- В целом у нас есть соответствующая структура, сформированная в течение этого времени. Хотя в нее входит не так много людей. Возможно, кто-то думает, что штат, который обслуживает Предстоятеля, - это сотня. А это возможно с десяток людей, которые находятся непосредственно здесь, в Михайловском Златоверхом монастыре. Мы не увеличиваем штат, потому что пока нет в этом такой необходимости. Да и нет даже элементарного места, поскольку сейчас мы проводим реставрацию, восстановление дома здесь, на территории Михайловского Златоверхого монастыря. Там будет размещаться канцелярия, резиденция Предстоятеля ПЦУ.
А сейчас мы находимся в кабинете ректора. Я занимал почти 10 лет должность ректора Киевской православной богословской академии. И как Предстоятель сейчас и в дальнейшем в этом помещении принимаю посетителей. Пока что, к сожалению, нет соответствующих условий. Но, я думаю, что в течение следующего года мы сумеем закончить реставрацию, восстановим здание на территории Михайловского Златоверхого монастыря и тогда уже сможем набрать больший штат сотрудников, которые будут обеспечивать деятельность Митрополии. Сейчас их немного, это несколько человек, но они упорно трудятся, несут ответственно те обязанности, которые на них возложены.
- По поводу перехода общин из УПЦ МП к ПЦУ. Сейчас он почти полностью остановился, тогда как в начале это были несколько сотен в месяц. С чем это связано и ожидается ли восстановление? Что может стать причиной такого восстановления?
- В течение этого года к ПЦУ присоединилось около 600 общин со стороны МП. Кое-кто говорит, что это мало, кто-то говорит, что это много. Но этот процесс постепенный. Он такой волнообразный. В начале после признания, после получения Томоса, произошла такая волна переходов. Это примерно 400-500 приходов, которые присоединились сразу. Сейчас в связи с определенными политическими моментами, со сменой власти, этот процесс приостановился. Но временно приостановился. Со временем будет и вторая волна переходов со стороны МП в ПЦУ. В будущем 2020 году мы ожидаем признания со стороны других нескольких поместных церквей.
Почему произошла такая остановка? Это связано с юридическими аспектами, с которыми сталкиваются общины, которые переходят в ПЦУ. Потому что со стороны Русской Православной Церкви оказывается давление. Сейчас практически очень много мы получили судебных исков с их стороны. Есть сотни, по каждому приходу. Посмотрите в регионах, сколько там исков в суд на отмену регистрации. В Виннице мы видим препятствия со стороны Национальной полиции, которая вмешивается непосредственно в дела ПЦУ. Даже происходит суд над регистратором, который произвел перерегистрацию этих приходов.
Другие смотрят, ждут. Потому что в целом есть очень много общин МП, которые ожидают. Они должны созреть, увидеть, что все спокойно и стабильно, и принять соответствующее решение, понимая, что они сразу юридически перерегистрируются и сохранят то имущество, которым они владели до этого времени. Поэтому в будущем эти переходы будут. Но мы хотим, чтобы все происходило в правовом поле. Есть соответствующие нормы, есть соответствующее законодательство, есть юридические моменты, которых нужно придерживаться. И эти переходы должны быть добровольными, мирными и спокойными. То есть в основе должна быть любовь. Если этой любви не будет, то мы не заложим того хорошего фундамента, на котором в будущем будет развиваться ПЦУ.
- Ведутся ли сейчас переговоры с представителями УПЦ МП по переходу? Особенно с епископатом.
- Есть у нас общение неофициальное. Но есть определенные опасения с их стороны. Я уже назвал Винницу. Почему Винница для оппонентов является таким стратегическим местом? Потому что именно в Виннице митрополит Симеон вместе с епархией – это был единственный прецедент на то время, – присоединился целиком к ПЦУ. И поэтому они пытаются показать именно на нем, что "вот видите, если вы пойдете, то соответственно получите то, что он сейчас имеет в Виннице". Это различные судебные тяжбы, запугивание верующих, духовенства и т.д. И поэтому есть те, которые готовы присоединиться, но они имеют определенные опасения. И это стоит на пути. Но они позитивно настроены и, я думаю, что Господь создаст такие условия, когда они смогут свободно выражать свою позицию и присоединиться со временем к ПЦУ.
- В каком состоянии сейчас находится конфликт с почетным Патриархом Филаретом? Он немного выпал из публичного пространства, а на последнем заседании Синода ему придумали отдельную миссию. Это шаг навстречу, чтобы уладить эту ситуацию?
- Конфликт произошел с самого начала, после получения Томоса, между почетным Патриархом Филаретом и ПЦУ. Ибо все мы сохранили единство, единомыслие. А он начал высказывать свои отдельные мысли, частные, которые противоречили общему взгляду и позиции ПЦУ. Как мы начали с самого начала, благодаря чему вообще состоялся Объединительный Собор? Было распущено УПЦ КП и УАПЦ,сейчас мы пытаемся довести эту процедуру до конца. Юридически. На завершающем этапе находится ликвидация религиозной организации Киевской Патриархии УПЦ КП. И соответственно в связи с этим мы приняли решение для обеспечения достойного почетного Патриарха Филарета. Он пожизненно остается в своей резиденции на Пушкинской, 36, он пожизненно совершает богослужения во Владимирском соборе Киева. Мы пошли навстречу, несмотря на его определенное противостояние.
Мы предлагали ему с самого начала занять достойное место как морального авторитета украинской нации. И он имел достаточно высокую поддержку на то время. Если мы вспомним, как мы праздновали его 90-летие, это было очень помпезно и торжественно. Но он избрал другой путь – путь противостояния, который его довел до того состояния, в котором он сейчас находится. Но мы поступаем по отношению к нему с христианской любовью. И благодаря тем достижениям, которые он имел в течение последних десятилетий, в развитии Украинской Православной Церкви, мы обеспечили ему достойные условия. Мы хотим, чтобы он вместе с нами развивал уже признанную поместную ПЦУ.
- Это правда, что он на Соборе во время выборов Предстоятеля озвучил свое желание возглавить ПЦУ?
- Да. Перед тем в переговорах с представителями Вселенского Патриархата он самостоятельно на имя Патриарха Варфоломея подписал документ, в котором четко показал, что он не будет претендовать в будущем на любую руководящую должность. Он будет первым членом Священного Синода, действующим архиереем ПЦУ, но во время Собора перед голосованием он заявил: "Почему мне нельзя выдвигать свою кандидатуру на пост Предстоятеля ПЦУ?". Но председательствующий открыл папку, зачитал то письмо, которое было подписано им собственноручно, и на этом вопрос был закрыт. И далее состоялась процедура голосования.
- От каких Церквей и когда ожидать будущее признание?
- В общем сейчас мы уже вместе 4 церкви – Вселенский Патриарх, который предоставил Томос и признал автокефалию первым, вторая церковь – Элладская Православная Церковь, которая признала этот статус, Александрийский Патриархат, и мы как ПЦУ. Мы составляем уже такое сообщество в целом в православии. В будущем году мы ожидаем признания со стороны нескольких других поместных Православных Церквей. Я не буду называть эти Церкви с той точки зрения, чтобы не облегчить работу нашим противникам со стороны РПЦ, которые весьма настойчиво пытаются помешать этому.
Приведу пример. Когда мы праздновали очередную годовщину Крещения Руси-Украины, вы помните, был представитель Элладской Православной Церкви, которая на то время еще не признала наш автокефальный статус. Но участие в богослужении принял митрополит Иоанн, который затем после прибытия в свою митрополию, почувствовал сильнейшее давление и был вынужден даже делать определенное заявление, что он лично принял решение, хотя он на то время имел разрешение архиепископа, Предстоятеля Элладской Православной Церкви. То есть оказывается давление. Как вы увидели на примере Александрийского Патриархата, что они не обсуждали официально, потому что была угроза. И поэтому в будущем другие Православные Церкви могут просто объявить. Озвучат, например, во время богослужения внесение в диптих имени Предстоятеля ПЦУ без каких-либо публичных обсуждений. Ибо это приводит к безумному давлению со стороны РПЦ и со стороны российской политики.
- ПЦУ также известна своей активной деятельностью в соцсетях. Чья была идея запускать информационные кампании в соцсетях, в частности, например завести аккаунт в Instagram?
- Да, мы довольно активны в соцсетях. Почему? Потому что сейчас практически вся молодежь находится в соцсетях. И мы призваны работать с ней. То есть ПЦУ должно стать определенным таким духовным островком среди водоворота, который царит в соцсетях.
А по поводу Instagram – это было предложение нашей команды. Кто-то к этому времени зарегистрировал фейковый аккаунт под моим именем. И мне говорят: "Видите, зарегистрированный аккаунт уже набрал более 3 тысяч подписчиков". И поэтому нам нужно и есть в этом необходимость зарегистрировать наш настоящий аккаунт в Instagram. Сейчас там около 15 тысяч подписчиков, и они постепенно растут. Мы достаточно активны и видим, что в этом есть определенный успех.
- В соцсетях ПЦУ также активно отвечает на ряд дискуссионных вопросов, объясняет свою позицию относительно таких вещей. В частности, в последнее время широкое обсуждение получила публикация с позицией Церкви в отношении вакцинации, относительно биометрических паспортов. Однако существуют много других вопросов, которые вызывают серьезные дискуссии общества с Церковью. Например, вопрос абортов. Какова позиция ПЦУ относительно этого?
- Действительно, мы дали ответ на такие сложные вопросы. Мы достаточно долго обсуждали их. Потому что было со стороны Министерства здравоохранения обращение еще год назад, в начале нашего становления. Но мы изучали этот вопрос, и мы пришли к согласию и дали четкий ответ. В будущем мы также будем давать четкий ответ на следующие вопросы, которые беспокоят сознание каждого украинца. Каждый украинец ожидает получить ответ, особенно ответ церковный.
И тот вопрос, который волнует многих, касается и абортов. Мы уже высказывали свою позицию, возможно, не так громко и не так официально, но, конечно, что мы в дальнейшем дадим четкий ответ относительно того, что аборты делать недопустимо. Потому что аборт приравнивается к убийству. Нет значения, на какой стадии беременности. Но это уже человек. Человек не имеет права лишать другого человека жизни. Потому что жизнь – это дар Божий. Поэтому в будущем мы также дадим четкий ответ в социальных сетях и на этот вопрос. Но постепенно, не все сразу. Есть очень много актуальных вопросов, которые волнуют украинское общество. И мы будем давать такие ответы.
Мы видим, что общество воспринимает такое общение очень позитивно. Я, например, даже не ожидал, что будет такое позитивное восприятие со стороны украинского общества даже на вакцинацию, потому что есть много противников. Но сейчас мы видим, что больше тех, которые воспринимают положительно это явление. Нужно подходить к этому достаточно взвешенно. Конечно, чтобы не было злоупотреблений. Но если делать все правильно, ответственно, то, конечно, это только способствует утверждению и сохранению человечества как такового.
- Какова позиция ПЦУ относительно ЛГБТ-сообщества?
- Практически на каждом интервью задают такой вопрос, и мы как Церковь не можем и не сможем в будущем принять это как нормальное явление. Потому что это противоречит божественному откровению. То есть это противоречит божественному учению. Если мы почитаем Библию, Новый Завет, то там это категорически запрещено. Мы считаем, что это грех. Мы не отвергаем людей, мы призываем к исправлению греховной жизни. Если человек двигается и живет такой жизнью, он имеет право покаяться в том грехе, который он совершает. Потому что все грешны, и все приходят в Церковь для того, чтобы через покаяние получить прощение своих грехов от Бога. И поэтому мы все единодушны – и Церкви, и религиозные организации неоднократно обращались с совместными заявлениями, что такие явления мы не поддерживаем и в будущем не поддержим.
- Еще одна серьезная проблема, она является такой для Украины как государства, и так же сразу же появилась для Украинской Церкви, – это война на Востоке и проблема оккупированных территорий. Как с этим справляется Церковь, как помогает решить эту ситуацию?
- С самого начала Украинская Православная Церковь помогала и способствовала военнослужащим. Потому что в то время наша украинская армия была слабой. И мы не только духовно, но и материально на первых порах помогали украинской армии. Сейчас уже такой потребности нет, потому что государство полностью обеспечило достойное содержание украинской армии. А мы как Церковь сейчас пытаемся утвердить полностью институт капелланства.
У нас есть более 600 капелланов, которые есть на должностях в украинской армии. Сейчас мы просим государство и Верховную Раду принять соответствующий законопроект, чтобы они унормировали четко пребывание священника в украинской армии, обеспечили его всем тем, чем обеспечен украинский воин. Мы видим сейчас большую потребность в капеланах, потому что они поддерживают дух украинской армии.
Также мы на востоке Украины как Церковь делаем очень много, чтобы поддержать тех, которые потеряли свои дома, временно переселенные. В Мариуполе у нас действует центр на базе нашего епархиального управления, и в целом много священников-волонтеров из Западной Украины ездят с гуманитарной помощью, помогают этим людям и морально, и материально. И в дальнейшем мы как Церковь готовы присоединиться к процессу реинтеграции оккупированных территорий в состав украинского государства. Они временно оккупированы, но придет время, когда нам нужно будет много поработать, чтобы вернуть опять в нормальное русло тех, кто сейчас находится там, на временно оккупированных территориях, и с ними должна быть проведена соответствующая работа. Мы помогаем украинскому государству, и будем делать все от нас зависящее, чтобы эта война закончилась, чтобы в Украине воцарился справедливый мир, и мы все вместе в едином государстве работали на ее утверждение и развитие уже признанной ПЦУ.
- Насколько тяжело действовать ПЦУ на оккупированных территорий?
- У нас возникли большие проблемы на оккупированных территориях. Если мы коснемся оккупированного Крыма – то там мы видим, что Россия планомерно пытается вытеснить полностью присутствие ПЦУ. Мы постоянно слышим заявления и со стороны владыки Климента, и мы делаем соответствующие заявления международных организаций. Например, в Симферополе единственный кафедральный собор и епархиальное управление постепенно под видом ремонта пытаются забрать. В Евпатории недавно было решение местного "суда" о сносе собственными силами храма. То есть мы самостоятельно должны снести храм, построенный в Евпатории. И это касается других общин. То есть они пытаются полностью вытеснить присутствие ПЦУ на оккупированной территории Крыма.
Ситуация на оккупированном Донбассе еще более критическая. Там практически даже священники не совершают богослужений. Если совершают, то только подпольно, тайно, потому что они в свое время были внесены в так называемые расстрельные списки. Многие из них были вынуждены покинуть эту территорию. Но есть некоторые ячейки, где собираются украинцы. До этого времени действует там приют, который и сейчас имеет около 100 человек преклонного возраста. И мы помогаем им материально содержаться, потому что придет время, когда они вернутся в состав Украины. Но сейчас действительно мы испытываем там преследований и гонений.
- Есть такие вещи, которые хотелось бы достичь в этом году, но не смогли, не удалось? Были определенные неудачи?
- Вообще каждый человек всегда хочет большего. И ставит определенную высокую планку. Почему? Потому что если мы поставим низкую планку, то когда мы ее перепрыгнем, то мы будем уже довольны. И каждый хочет чего-то большего. Мы, возможно, ожидали, что больше поместных Православных Церквей признают нашу автокефалию. Что больше архиереев, духовенства, приходов со стороны МП присоединятся к нам. Но мы делали все, что зависит от нас. Ибо Господь спросит каждого из нас о том, что мы могли сделать, но не сделали. Господь не спросит того, что мы не могли сделать. Если от нас зависело, а мы не сделали – то мы были плохими. Но если мы сделали все, что от нас зависело, и я вижу, что мы действительно это сделали, – мы сохранили основу, на которой мы в будущем будем развивать настоящую единую поместную Украинскую Православную Церковь. А остальные постепенно будут приобщаться.
Но в основе, в ядре эта Церковь будет украинской. И те, которые пока еще сомневаются, они непременно со временем осознают, что они украинцы и должны вместе быть в признанной поместной Православной Церкви. Поэтому можно сделать всегда больше и ожидания всегда большие, но мы должны благодарить Бога, что мы достигли таких успехов. Мы сохранили единство, и на основе этого единства мы будем дальше развиваться и утверждаться.
- Какие планы у ПЦУ на 2020 год? Возможно, планируются какие-то кардинальные изменения для украинских верующих или наоборот?
- Можно сказать, будут постепенные, плановые вещи. Потому что кардинально менять в православии очень сложно. И мы увидели это наглядно в течение последнего года. Мы начали воплощать определенные реформы, но очень медленно и спокойно. И то есть определенное сопротивление. Если мы вспомним даже относительно платков. Мое первое заявление, которое до этого времени обсуждается в большинстве положительно, но есть и те, которые не воспринимают даже таких элементарных вещей. На последнем заседании Священного Синода мы приняли определенные несущественные изменения – это и в Божественной литургии, и в отношении архиерейского служения.
То есть мы должны мудро, трезво и ответственно воплощать эти реформы. Почему? Потому что наш противник не спит и ждет только определенных поводов. Могут быть хорошие вещи, но они используют их против нас. Мы сейчас видим это на основе изменения календаря. Календарный вопрос, который на первый взгляд, не является таким сложным. Потому что все понимают, что дата не является некой догмой. Но что мы видим – мы видим, что есть сопротивление. А особенно сопротивление со стороны наших собратьев, которые обвиняют нас в определенных вещах. Поэтому мы готовы, но это вопрос еще не актуален.
Нужно работать сейчас над просвещением. Объяснять людям, чтобы они поняли. Потому что очень часто человек может быть против, даже не понимая, почему он против. Когда ему объяснят просто и доступно, он говорит: "Я просто не понимал". И поэтому наша задача сейчас людям объяснять перед тем, как вводить определенные изменения. Даже когда перемены к лучшему, перемены положительные, нужно время. И так проходит год, и в следующем году мы также будем настойчиво работать, укреплять наши позиции, и делать все для того, чтобы каждый православный украинец, который стремится быть в ПЦУ, чувствовал себя здесь духовно уютно и всегда получал ответы на те вопросы, которые его будут беспокоить.
Беседовал Алексей Ярмоленко