Инвестициями в регион мы делаем не меньше, чем наши военные

Новоназначенный председатель Луганской ОГА рассказал о ситуации в участках разведения, а также назвал свои приоритеты в работе.

Президент Украины Владимир Зеленский 25 октября подписал указ об увольнении с должности председателя Луганской облгосадминистрации Виталия Комарницкого. На этой должности он проработал чуть меньше 4 месяцев. Официальной причины увольнения озвучено не было, лишь во время визита в Золотое Зеленский отметил, что экс-глава области был "не слишком быстрый".

Зато на эту должность был назначен бывший председатель Мукачевской районной госадминистрации Сергей Гайдай. На официальном веб-сайте Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции были обнародованы его декларации сначала на должность заместителя председателя Закарпатской ОГА, потом – председателя Кировоградской ОГА, и наконец – Луганской ОГА. Это может быть связано с тем, что сам Гайдай родился в Севередонецке, который сейчас выполняет роль областного центра Луганщины.

В своем первом большом интервью, которое он дал ТСН.ua, Гайдай рассказывает, какие задачи перед ним поставил президент, как он относится к ряду инициатив украинской власти о реинтеграции Донбасса, что происходит в Станице Луганской и Золотом и какие планы он имеет относительно региона.

Сергій Гайдай_2
ТСН.ua/Юлия Желонкина
Сергей Гайдай

Начнем с самого начала – с назначения. Ваша кандидатура была подана Офисом президента в Кабмини. С кем вы имели беседы по поводу этого, у кого проходили собеседование? Кто вас рекомендовал на эту должность?

Рекомендовал меня Андрей Ермак, а общался я с президентом. Все. Затем стандартная процедура, то есть собеседования в Офисе президента, и есть собеседования в Кабмине.

Долго общались с президентом?

Это не первое общение было. Поэтому, я думаю, мы более-менее друг друга уже понимаем и поэтому мне главное было – четко поставленная задача.

Мы понимаем, что Луганщина – регион, который частично оккупирован. А потому должны быть специфические задачи. Какие задачи перед вами поставил президент?

Вы знаете, специфики как таковой не было. Конкретная задача – экономическое развитие, привлечение инвестиций и, наверное, третье – скорость принятия решений.

Когда президент говорил о том, что предыдущий глава ОГА был "не такой быстрый", он имел в виду именно это?

Возможно.

Видео Председатель Луганской ОГА рассказал, какие задачи перед ним поставил Зеленский

В первом интервью ТСН.ua на должности председателя Луганской ОГА Сергей Гайдай рассказал, какие задачи перед ним по развитию области поставил президент Украины Владимир Зеленский.  

Председатель Луганской ОГА рассказал, какие задачи перед ним поставил Зеленский

Вы не знаете причин, почему был уволен предыдущий глава области всего за 3 месяца работы?

Я не имею такого морального права даже давать какие-то комментарии по этому поводу.

Вы говорите, что были знакомы с президентом и говорили с ним несколько раз. Я так понимаю, это было связано с тем, что первоначально вы подали декларацию на должность заместителя председателя Закарпатской ОГА, потом председателя Кировоградской ОГА, в конце концов оказались на Луганщине. С чем это связано?

На Закарпатье я просился сам, потому что я имею опыт работы почти 4 года председателем Мукачевской районной администрации. Поэтому я понимаю регион, понимаю его специфику, и готов был начать работать с первого дня своего назначения. Плодотворно, с конкретным результатом. Когда так случилось, что не получилось относительно Закарпатья, я промониторил те области, которые остались без председателей ОГА. Разные были, это были Хмельницкая, Одесская, Волынская, Полтавская, Тернопольская, Черниговская, мне кажется. То есть было где-то 8 областей. Из них наиболее депрессивная – это была Кировоградская область. И я предложил самостоятельно, что я готов взять на себя ответственность за тот регион. И даже отметил, что я в первый год могу завести 50 миллионов долларов инвестиций. Но затем президентом было принято решение, что именно Луганская область. И я согласился.

С кем вы координируете работу в Киеве?

(Заместитель председателя Офиса президента – ред.) Сергей Трофимов отвечает за региональную политику. С ним проходит координация определенных моментов, возможно, LIFT или координация назначений каких, это его парафия. А все что касается экономики – это все к Кабмину. А в Кабмине я уже могу общаться с каждым министром или заместителем, чтобы, возможно, ускорить какие-то определенные решения. Возможно, внести какие-то изменения. То есть на практике, все что касается финансирования – это больше к Кабмину.

Перейдем непосредственно к региону. Сейчас самые известные населенные пункты на Луганщине – это Станица Луганская и Золотое. Начнем с первого. По вашему мнению, разведение сил в Станице прошло успешно?

Да, конечно. Мы имеем конечный результат – там не происходят военные действия, нет выстрелов. Там полностью работает нормальный современный КПВВ и заканчивают строить мост. Надеюсь, что мы своевременно его сдадим.

Судя по действующему строительству, мост будет полностью пешеходным. Ни один автомобиль по нему ездить не будет?

Скорая помощь сможет проезжать. Мост выдерживает нагрузки или какой-то микроавтобус проезжает свободно.

То есть коммунальный транспорт сможет ездить?

Да.

Какие сроки, когда ждать открытия?

Давайте так, официально – до 27 (ноября – ред.). Пока что, из того, что я вижу, если не помешает погода, то можно сдать и досрочно на несколько дней. Возможно, там 23 числа можно уже открывать.

Планируется какое-то торжественное открытие? Возможно, кто-то приедет?

Я думаю, что не будет какого-то пафоса там, концертов, фейерверков. Но открытие официальное будет и какая будет делегация, я пока не знаю, там увидим.

Видео "Скорая помощь сможет проезжать": глава Луганской области рассказал, каким будет мост в Станице Луганской

В первом интервью ТСН.ua на должности председателя Луганской ОГА Сергей Гайдай рассказал, каким будет мост в Станице Луганской и когда его планируют открыть.  

"Скорая помощь сможет проезжать": глава Луганской области рассказал, каким будет мост в Станице Луганской

На той стороне моста до сих пор остается сооружение боевиков типа кунг с надписью СЦКК. Как мы знаем, СЦКК было образовано по договоренностям Украины и России. Но в 2017 году российские офицеры в полном составе вышли из СЦКК, оставив там только украинскую сторону. Так кто тогда эти люди на той стороне моста в камуфляже с надписью СЦКК?

К сожалению, я не могу комментировать какие-то выходки людей с той стороны, как бы они там не были одеты, они одевают форму СЦКК или какую-то военную. Это уже зона ответственности их. Но, по факту, могу лишь сказать, что каких-либо препятствий для нормального функционирования КПВВ в Станице Луганской они не создают.

То есть главное, что у них нет оружия?

Нет оружия и люди постоянно проходят в ту или иную сторону. Все происходит достаточно цивилизованно.

Насколько я знаю, в Золотом вы уже были по меньшей мере дважды публично. Какие настроения у местного населения после разведения войск?

Знаете, когда общаешься с людьми в Золотом, понимаешь, что именно там люди ценят настоящие ценности. Они не мечтают о Bentley или яхте, или о какой-то обуви Prada или часах дорогих. Они хотят мира. Все, точка.

Вы знаете, очень много фейков сейчас существуют в Интернете. Никакого вражеского наступления нет. Абсолютно нормальные люди там живут. Кто-то работает на шахте, кто-то работает в магазине, кто-то работает в медицинском учреждении, кто-то – в школе. То есть абсолютно нормальный населенный пункт, только с огромной поправкой на то, что он почти на линии войны.

Они действительно хотят мира. Потому что мы видели разбитые крыши, мы видели простреленные, разбитые окна, кофеварка, в которой пуля застряла и так далее. Там же не говорится о том, что кто-то отступает. Есть попытка дипломатическим путем все же на определенном участке сделать мир и покой. Люди этого хотят. Они за разведение. Тем более, что это разведение, оно более-менее номинальное – по 1 километру в каждую сторону. Нацполиция там присутствует, патрульная полиция постоянно присутствует, там круглосуточно охраняют и контролируют. Никаких ЧП там не происходило. Все нормально.

В Золотом до сих пор находятся добровольцы. Вы с ними общались? Сколько их там осталось?

Я лично с ними еще не общался, так чтобы тет-а-тет, один на один или там восемь на один. Такого общения у меня не было. Я не видел их, так чтобы они там где-то вместе были. Единственное, но это даже не общение, – я присутствовал, когда президент там был. Тогда я присутствовал, я ничего не говорил, только слушал, смотрел на ребят. Насколько мне известно, осталось их там немного, буквально шесть человек. Настроение их более такое, знаете, это не их личное желание, это все же такая уже полуполитическая тема. То есть как руководство сказало, так они и (делают – ред.).

Хотя с уважением ко всем относимся, потому что все эти ребята воевали, они дали возможность нам спокойно работать. Возможно, просто от недостатка информации или небольшого искажения той информации, они немного агрессивно настроены. Я надеюсь, что все же мы проведем окончательно эту историю с разведением и открытием самого КПВВ. И они сами смогут убедиться в том, что все тихо, мирно, мы не сдаем никаких территорий, никто, как говорили, не вывешивает российские флаги.

Как раз начали говорить о КПВВ в Золотом. Вы на экономическом форуме сказали о том, что есть какие-то сдвиги в этом вопросе, есть какие-то договоренности. Расскажите немного подробнее об этом, действительно ли планируется открыть КПВВ в Золотом?

Смотрите, мы планируем открывать КПВВ в Золотом хоть сегодня. То есть мы полностью готовы. Как там та сторона с оккупированной территории, я не знаю даже, как они сейчас себя называют, но мы все понимаем – какое будет решение Путина, такое будет решение и представителей так называемых "Л/ДНР". Завтра будет их политическая воля – и мы сразу открываем КПВВ. Оно полностью готово.

Единственное, что мы планируем за месяц-два времени полностью улучшить сервисное обслуживание людей, которые там будут переходить. Потому что мы уже планируем получить две машины – мобильные ЦПАУ. Планируем одну из них там поставить, одну на Станице Луганской. Мы планируем сделать с министром инфраструктуры там сервисную зону, для того, чтобы там и машину было где поставить, возможно, заправка была, и кафе, и магазины. То есть мы сделаем более комфортным пребывание людей на КПВВ или чтобы скорость пересечения была минимальной.

Видео Глава Луганской ОГА рассказал о ситуации с добровольцами в Золотом и о возможном открытии КПВВ в городе

В первом интервью ТСН.ua на должности председателя Луганской ОГА Сергей Гайдай сообщил, что в Золотом осталось лишь несколько добровольцев, а местные власти планируют немного улучшить КПВВ в этом городе и готовы открывать его в любой момент.  

Глава Луганской ОГА рассказал о ситуации с добровольцами в Золотом и о возможном открытии КПВВ в городе

Вот это и главный вопрос – есть ли какие-то положительные тенденции с той стороны, что они хотят или могут открыть КПВВ?

Ждем все же новых договоренностей в "нормандском" формате и если будет политическая воля, мы готовы.

По плану Офиса президента разведение войск вдоль всей линии фронта. Если это произойдет даже на 1-2 километра, то в Луганской области не только Катериновка, но и ряд других населенных пунктов окажутся между украинскими войсками и боевиками. Хватит ли ресурсов у МВД обеспечить порядок там?

Я думаю, что хватит. Во-первых, участки не проходят прямо так, что там везде населенные пункты. Там есть и поля, и леса, то есть незаселенные участки. Пока что мы видим, что они на 100% выполняют свои обязанности. Тишина и покой. Я говорил предварительно, что никаких ЧП не происходит. Главная цель – это сделать первый шаг. Провести разведение, чтобы там постоянно был мир. А вторая – это дипломатическим путем добиваться того, чтобы вернуть территории. Потому что никто не говорит, как бы не пытались манипулировать этими вопросами и нюансами, никто не отказывается от территорий. Все понимают, что это Украина и нужно проводить реинтеграцию.

Все всегда говорят о возврате территорий – и украинская власть, и международные партнеры. Вместе с тем, мы никогда не говорим о возвращении людей. Все же, что нам важнее – вернуть территории или людей?

Мы говорим, что мы не разделяем эти понятия. Потому что есть много людей, которые и хотели бы переехать, но там похоронены их родители. Или кто-то из родителей прикован к кровати. То есть есть такие определенные моменты, по разным причинам, своим собственным основаниям люди там находятся. Много семей, у них у всех разные судьбы, свои убеждения. Но нет такого, что все под линейку, по одному сценарию верят в Россию. Нет, такого нет. Есть люди, которые верят в объединение Украины, ждут этого, любят нас. И совершенно нормально, невраждебно настроены. Даже и пропаганда, которая льется со всех каналов круглосуточно, им не мешает. Но давайте говорить так – мы же никогда не откажемся, что Украина, в каких границах она была, такой она и должна быть. Мы сегодня откажемся от Донецка и Луганска, а завтра что? От Херсона, Одессы? Для чего это?

Какие ваши первоочередные планы на область? Какие проекты планируете реализовать в первую очередь?

Сейчас идет зимний период, поэтому он будет такой хилый, или можно сказать мертвый для строительства. Потому что зимой эти работы не проводятся. Поэтому, прежде всего, постараемся все наши проекты, которые мы себе напланировали, документальную часть сделать именно зимой. Чтобы только-только сошел снег – чтобы мы начали уже что-то делать. В перспективе развитие дорог, договориться получить финансирование и построить железнодорожную ветку, она там очень нужна, которая соединит два участка. Это стратегически попытаться решить вопрос по ТЭЦ, водоснабжению и шахтам. Предварительные договоренности уже есть, на следующей неделе у меня будет встреча с премьером-министром Чехии. Чехи заинтересованы в модернизации наших шахт, это такой огромный стратегический комплекс. Если бы удалось сделать модернизацию шахт, модернизацию ТЭЦ в Северодонецке и сделать такую цепочку. И чтобы этот уголь с тех шахт шел напрямую на ТЭЦ – то мы бы очень серьезно выиграли.

Сергій Гайдай_4
ТСН.ua/Юлия Желонкина
Сергей Гайдай

Вы упомянули железнодорожную ветку, я так понимаю, вопрос именно в Луганской ТЭС. Из-за того, что железнодорожная ветка туда получается отрезана от общей украинской сети. В Мининфраструктуры говорят, что строительство является дорогостоящим и если мы ставим целью возвращение оккупированных территорий, то после этого оно станет невыгодным. Так все-таки планируется строительство?

Мы планируем в любом случае, потому что мы, во-первых, не знаем, насколько затянется и ситуация с реинтеграцией. Мы понимаем, что на каком-то шаге могут нас обмануть. Мы это все понимаем и трезво оцениваем шансы. Но просто ждать год-два, сколько? Три-четыре? Нет. Более того – то, что мы начинаем развивать Луганщину, делаем больше ремонтов, больше будем зарабатывать денег, если сделаем логистически выгодную ту ветку, начнем строить какие-то новые предприятия, возможно, IT-школы. Мы таким образом сделаем не меньше, чем наши военные. Потому что мы к людям на временно оккупированных территориях достучимся, покажем им, что у нас идет перестройка. Потому что моя информация, что там все же много предприятий просто банально и тупо порезали. Порезали и продали как металлолом.

Мы должны показать, что у нас намного лучше, безопасно, есть нормальные рабочие места, комфортно проживать. Таким образом люди самостоятельно захотят, чтобы реинтеграция прошла как можно быстрее.

Поднимался ли вопрос функционирования в области аэропорта? Есть гражданский аэропорт в Северодонецке, в 2015-2016 годах были попытки его передать на баланс государства и запустить, но не удалось.

Давайте так, мы увидим, как будут развиваться все те истории с или разведением, или реинтеграцией. Потому что аэропорт и воздушное сообщение – это все же больше о безопасности. Но есть в планах у меня попробовать в течение 2-3 лет запустить "Интерсити". Это будет очень важно для людей. Потому что время, как вот, из Северодонецка, куда-то доехать в Киев очень трудно. Так же мы даже покажем инвесторам, что мы развиваемся, мы отстраиваем инфраструктуру. Для них это важно, чтобы они могли спокойно приезжать с какими-то делегациями, оценивать, своих экспертов присылать. Поэтому пока давайте будем говорить о средней, не короткой перспективе, но, прежде всего, восстановлении "Интерсити".

Видео Председатель Луганской ОГА Сергей Гайдай назвал свои приоритеты в работе на новой должности

В первом интервью ТСН.ua на должности председателя Луганской ОГА Сергей Гайдай заявил, что, прежде всего, планирует на новой должности заняться ремонтом дорог, строительством новой железнодорожной ветки и решением проблем с электро- и водоснабжением.  

Председатель Луганской ОГА Сергей Гайдай назвал свои приоритеты в работе на новой должности

Относительно "Интерсити" сколько на это потребуется инвестиций?

Это будут просчитывать специалисты. Я думаю, что это дело сотен миллионов гривен, но, это уже не ко мне. Специалисты потом дадут свое заключение. Но есть от Славянска до Киева "Интерсити", кажется, 6 часов едет этот поезд. Комфортно, удобно, и вообще – время, сколько ехать, можно вообще не заметить. Поэтому нужно сделать и у нас так же.

Если мы не вспоминаем аэропорт Северодонецка, то ближайший к Луганщине – аэропорт Харькова. Мы прекрасно понимаем, что лучший вариант изменить в людях поддержку курса на Россию курсом на Запад – это показать им Европу собственными глазами. Для этого у нас есть лоукосты, которые задешево могут очень быстро перевезти туда людей. Возможно соединение региона автобусными шатлами к харьковскому аэропорту?

Нужно анализировать. Потому что поставить какие-то там Uber Shuttle, например, можно хоть завтра. Но будет ли оно экономически целесообразным – мы не знаем пока что. Если будет спрос на такое сообщение, то его можно организовать – месяц времени. Получить все документы, лицензии, поставить нормальные автобусы или микроавтобусы. Это несложный путь. Но надо понимать действительно спрос.

Пока что рассматривается вопрос только двух КПВВ в Луганской области – Станица и Золотое? Или возможны еще КПВВ?

В Луганской области пока что говорим о Золотом. Тем более, что у нас там все готово. А дальше увидим.

Еще одна проблема – вопрос нелегальных перевозчиков к КПВВ, которые не платят налоги. Как планируют бороться с этим?

Насколько мне известно, сейчас поменялось руководство "Укртрансбезопасности". Я надеюсь, что новое руководство сделает акцент на этом вопросе. Я не думаю, что очень много потеряют перевозчики, если они будут платить официальные налоги. Это не такая уж и существенная нагрузка. Просто они привыкли так работать. Но если их поставить в условия, что вы работаете по закону, или не работаете вообще – то, поверьте мне, они пойдут на то, чтобы оформить все документы. Тем более, что там речь идет не только о налогах, но и о безопасности людей. Ибо если это лицензионный перевозчик, то там тщательные проверки и более жесткое обследование. Но создавать преграды для существующих перевозчиков, которые будут желать остаться на этом направлении, зарабатывать, но единственное – переоформить все документы, мы не будем. Пусть работают.

Если говорить о безопасности, то это и о состоянии дорог к КПВВ. В этом плане есть какие-то наработки?

Ну смотрите, после своего визита президент Зеленский принял решение и договорился с депутатским корпусом. И уже есть решение о выделении остатков бюджетов – миллиарда гривен именно на Луганскую область, непосредственно на тот регион. Говорилось сначала о дороге Северодонецк-Золотое, но я уже на сегодняшний день договорился с военными. Они дали допуск "Укравтодору", пришли специалисты, они сделали керны, проанализировали дорогу. И мы понимаем, что сейчас полностью вся дорога от Северодонецка до Золотого, даже до моста там дальше – четкую цифру уже скажут проектанты, но мы уже сейчас можем говорить о чуть более 400 миллионов, пусть будет до 500 миллионов. Это мы так сейчас теоретически говорим. То есть еще половина этих денег останется на развитие инфраструктуры.

Сергій Гайдай_1
ТСН.ua/Юлия Желонкина
Сергей Гайдай

 Правительство планирует упростить передвижение через КПВВ, отменить перечень товаров, которые можно провозить, заменив перечнем товаров, которые нельзя провозить. Как вы это видите? Как должно упроститься передвижение людей через КПВВ?

Смотрите, я по большому счету очень положительно воспринимаю это решение. Потому что там не идет речь о контрабанде фурами. А речь идет о том, что человек может купить электросамокат, например, своему ребенку. И определенные ограничения не дадут ей возможности перейти с этим товаром. Вот такие мелочи надо действительно решать и идти навстречу людям. А уж если кто-то пытался там сделать поток контрабанды, но там нет автомобильного сообщения. То, что людям идут навстречу, им облегчают пересечение, это даже ментально, психологически для людей пойдет в плюс, потому что у нас сервис работает на отлично.

Упрощение выдачи пенсий – правительство хочет увеличить период, за который человек может приехать для получения пенсии.

Это так же верный шаг.

Отмена экономической блокады оккупированных территорий.

Как бы не пытались спекулировать вот такими нюансами, но наша война все же называется гибридной. Смотрите, что мы получили. Две не очень хорошие составляющие, которые мы получили в результате блокады. Первая – таким образом выжали просто гривну с временно оккупированных территорий. И это нам в минус. Второе – это то, что, например, Луганская область недополучает в бюджет миллиарды гривен. Мы не можем развиваться нормально. У нас бюджет развития, он существует только тогда, когда Киев чем-то помогает. А так бюджет целой области – 550 миллионов. Это небольшие деньги. Поэтому здесь все же надо понимать, что если война гибридная, то надо делать разумный экономический подход.

Потому что, я не знаю, если вы помните, несколько лет назад в Нижних воротах на Закарпатье перекрывали проезд фур из России. Все, запретим проезд. Знаете, кто выиграл от этого? Польша. А Украина потеряла миллиард 200 миллионов евро. И Венгрия сразу подняла с 200 евро допуск к транзиту до 450 евро. То есть мы сами себе экономический фундамент выбиваем из-под ног.

Видео Глава Луганской области Сергей Гайдай назвал два минуса для Украины введенной экономической блокадой оккупированных территорий

В первом интервью ТСН.ua на должности председателя Луганской ОГА Сергей Гайдай сообщил, что экономической блокадой оккупированных территорий Донбасса Украина выжала там гривну из оборота и существенно уменьшила уровень поступлений в бюджет Луганской и Донецкой областей.  

Глава Луганской области Сергей Гайдай назвал два минуса для Украины введенной экономической блокадой оккупированных территорий

До конца года Украина должна принять новый закон об особом статусе Донбасса. Какие, на ваш взгляд, там должны быть основные пункты?

Я не буду анализировать этот вопрос, потому что оно больше все-таки политический. Я могу вас заверить, над всеми этими вопросами работает очень неплохая группа специалистов. Неплохая – это я так слабенько сказал. На самом деле, действительно профессионалы своего дела. И я уверен, что мы до конца года получим нормальный, качественный продукт. Оценим его и будем пользоваться.

От Офиса президента есть уполномоченные лица, которые занимаются реинтеграцией Донбасса на должностях советников секретаря СНБО. В Донецкой области это Сергей Сивохо, а в Луганской – нардеп Максим Ткаченко. Вы как-то с ним коммуницируете по этому поводу?

С народным депутатом Максимом Ткаченко я общался и общаюсь, и надеюсь, что и в дальнейшем у нас будет общение, сотрудничество. Он не такой стопроцентный киевлянин, то есть не переехал с концами в Киев с приобретением статуса народного депутата. Он часто бывает в Северодонецке и в области вообще. Последний раз мы виделись, кажется вчера. Обсуждали рабочие вопросы. Все же, глава ОГА – это более хозяйственник. А есть определенные моменты, даже те, которые мы говорили, о КПВВ, товарах, пересечении, все, что касается законотворческой деятельности, это к депутатам. Поэтому мы надеемся, пока нормальные отношения, мы друг друга понимаем. Прописываем дорожную карту, что нам на будущее надо сделать. Сотрудничество есть.

Беседовал Алексей Ярмоленко

Оставьте свой комментарий