Израиль придумал, как жестко наказывать за терроризм
По словам Сергея, ситуация в стране все же остается очень стабильной и благоприятной даже для туристов.
© Reuters
На Ближнем Востоке с новой силой вспыхнул давний конфликт между арабами и израильтянами. Причиной нового обострения стала Храмовая гора, война за контроль над которой длится не одно десятилетие, так как на него претендуют и христиане, и мусульмане, и иудеи. Однако особую озлобленность именно между последними.
Очередная волна противостояния стала настоящим шоком для израильтян, которые привыкли к терактам и ракетным ударам со стороны сектора Газы. На этот раз, арабы нападают поодиночке с ножами, камнями и даже топорами. Во время нападений гибнут как мирные люди, так и военные. В результате конфликта уже погибли десятки людей. В Израиле решили ужесточить методы борьбы с террором и экстремизмом. В частности, военным разрешили стрелять на поражение, а дома обвиненных в терроризме уничтожать.
Многие уже говорят о третьей интифаде – борьбе палестинцев за свою независимость и уничтожение государства Израиль. Чтобы хоть как-то остановить волну кровопролития в регионе наведался даже генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун.
Сотрудник сферы безопасности Сергей Гончарук, эмигрировавший в Израиль из Украины 23 года назад, рассказал ТСН.ua, что на самом деле происходит в стране, из-за чего все началось и приведет ли всплеск насилия к новой войне.
- Сергей, что происходит сейчас в Израиле?
- В последние несколько дней обострилась ситуация с палестинцами, которые проживают в Палестинской Автономии. Также обострилась ситуация с арабами, которые проживают в "буферных зонах" на территории Израиля — в Иудеи и Самарии. Эти зоны как бы отделяют Израиль от Палестины. Есть еще израильские арабы, которые проживают внутри страны — в Яффо, Назарете, Иерусалиме, Хевроне. Вот с ними основная проблема.
У нас на протяжении долгого времени была стандартная ситуация: готовился теракт, заходил шахид с поясом, полным взрывчатки, и пытался взорвать, например, автобус. Сейчас они коренным образом поменяли тактику. Действуют одиночки, которых практически невозможно вычислить, даже для хорошо известной израильской разведки. И они стараются воевать ножами, холодным оружием, практически не используя огнестрельное оружие и взрывчатку, потому что пронести их на территорию Израиля просто нереально.
© Reuters
Нападения происходят уже почти месяц. Раз или несколько раз в день на израильтян нападают с ножами. Плюс систематически на наших границах они забрасывают камнями израильские автомобили.
- С чем связано это обострение? С чего все началось?
- На самом деле это все началось с того момента, когда было создано государство Израиль. Ситуация ничуть не изменилась - меняется их тактика. Арабы хотят убрать евреев с территории, как они говорят, Палестины. Они считают, что евреи захватили это государство. Хотя исторически это абсолютно не так.
С чего началось в этот раз? У арабов в Иерусалиме есть святыня — мечеть Аль-Акса. Она стоит на Храмовой горе, где когда-то стоял второй еврейский храм, разрушенный римлянами. Это место свято как для евреев, потому что там когда-то хранились скрижали Завета, так и для арабов, потому что мечеть Аль-Акса — это место, откуда якобы вознесся Мохаммед.
Одним словом, все началось на религиозной почве. У нас был большой религиозный праздник Суккот и несколько наших депутатов от одной из правых партий поднялись на Храмовую гору, чтобы помолиться. Арабы восприняли это как угрозу и в Яффо, по соседству с Тель-Авивом, прошла большая демонстрация. Некоторые молодчики начали бросать камни в израильских полицейских, затем последовал взрыв насилия в Иерусалиме и так далее.
Нападения происходят в основном в тех городах и районах, которые граничат с арабскими поселениями - это север страны, Иерусалим и восток страны. В центре страны — в Тель-Авиве и окрестностях — это сделать практически невозможно.
- На Храмовую гору доступ открыт и израильтянам, и арабам?
- Нет. Израильтянам туда не очень разрешено подниматься даже с точки зрения израильского законодательства. Правительство приняло решение, что израильтянам там делать нечего. Но вот эти депутаты почему-то решили, что им можно (взойти на Храмовую гору – Ред.). Грубо говоря, спровоцировали данную ситуацию.
© Reuters
- Беспорядки на границе тоже с этим связаны?
- Конечно. Я читаю комментарии и вижу, что в Украине не очень хорошо понимают ситуацию, которая у нас сложилась. Есть определенные террористические организации, которым жизненно необходимо показать какую-то деятельность, чтобы получать деньги от своих спонсоров из других мусульманских стран — Ирана, Саудовской Аравии, Катара и других, которые в открытую спонсируют ХАМАС, "Исламский джихад" и так далее.
В данный момент ни у кого нет сомнений, что весь этот бардак, который у нас происходит, был организован через социальные сети. Когда наша внутренняя служба безопасности "Шаббак" копнула глубже, выяснилось, что те, кто нападал с ножами на израильтян в большинстве своем не принадлежат ни к каким террористическим организациям. Но в последние несколько дней попадались террористы, одетые в футболки со знаками военизированного крыла ХАМАС, что лишний раз доказывает, что без Ирана тут вряд ли обошлось.
© Reuters
Через социальные сети распространялся определенный материал, провоцирующий ненависть к израильтянам. Были закрытые группы в Facebook, которые назывались, например, "Уничтожить израильтян". И вот кто-то в Яффо или Иерусалиме насмотрелся вечером этих фильмов, а утром проснулся, взял нож и пошел убивать евреев.
То есть, эти одиночки никак не связаны с ХАМАС, а вот выступления на границе, когда палестинцы пытались прорваться с территории Сектора Газа, то это, конечно, все дело рук ХАМАСа. Но это такой себе "акт поддержки". Когда началась волна террора с ножами, то ХАМАС выступил с поддержкой данной инициативы.
- Как власти и силы безопасности Израиля реагируют на эти нападения?
- Во-первых, Кабинет министров принял пакет законов, которые, если честно, страна ждала лет 25. Метателей камней приравняли к террористам, хотя раньше это считалось хулиганством. Теперь у полиции есть возможность открывать огонь на поражение в случае бросания камней.
Кроме того, у семей террористов забирают израильское гражданство и выдворяют их из страны. Также в течение 72 часов после покушения на еврея или теракта террорист и его семья лишаются всего имущества, их дом разрушается, а земля и состояние передаются в пользу государства или семьи погибшего израильтянина.
То есть теперь террорист будет знать, что в случае нападения его семья лишится всего — гражданства, денег, дома, земли.
Уже несколько домов разрушено, несколько человек лишены гражданства. Волна насилия еще продолжается, но это несколько остудило пыл израильских арабов. Потому что сейчас они живут за счет государства, они получают пособия от страны, в большинстве своем не работают. Они не служат в армии.
© Reuters
Более того, израильские граждане начали массово вооружаться. Был принят закон, облегчающий получение оружия.
Вы должны понять одно - в мирное время Израиль очень сильно раздираем внутренними противоречиями. Есть правые и левые, есть религиозные и нерелигиозные, и между ними происходят сильные разборки. Но когда есть угроза национальной безопасности, то объединяются все. Поэтому террористы вместо устрашения получили обратный эффект — израильтяне в случае обнаружения террориста нападают на него по 10-15 человек, избивают до полусмерти и сдают полиции, а иногда полиции приходится отбивать его от толпы.
Люди вооружаются — они возят с собой от ножей до газовых баллончиков. Скупили все газовые баллончики в стране.
Кроме того, с началом вот этой волны террора израильтяне принципиально не посещают ни одного арабского магазина и ресторана. До этого практически весь арабский бизнес строился на израильтянах. Сейчас арабы-владельцы бизнеса криком кричат. У них сильные убытки. Израильтяне ничего у них не покупают.
- А вы лично как себя и свою семью пытаетесь обезопасить?
- Во-первых, я работаю в посольстве другой страны, я один из офицеров безопасности, поэтому я по определению вооружен. Своей семье я купил газовые баллончики, хороший слезоточивый газ, бьет на три метра струей, сбивает с ног.
- Как вы считаете, этот всплеск насилия может вылиться в новую "интифаду"?
- На самом деле, это то, к чему подталкивают арабы. Они хотят новой интифады. Для террористический организаций это будет как масло на бутерброде. Но на сегодняшний день правительство и силы безопасности делают все, чтобы этого не было.
Я в Израиле уже 23 года живу и пережил одну из интифад. Я помню, как все начиналось. Сейчас это все по-другому проходит, массовости нападений нет. Арабов изолировали. Попытки подстрекательства происходят, но я не думаю, что это выльется в третью интифаду.
В целом, хочу сказать, что ситуация в стране достаточно стабильная, потому что в мире почему-то думают, что у нас тут полный кошмар. Когда ходишь по городу, то все спокойно — у нас море туристов. Тель-Авив и другие города забиты англоязычными и франкоязычными туристами.
Несмотря на все происходящее, я уверен, что уровень происшествий в стране не превышает уровень преступности в среднем где-нибудь по Харькову и области. А то и меньше. Просто из-за размеров нашей страны и политических подоплек эти моменты виднее на мировом новостном пространстве.
Беседовал Алексей Ладыка