Мемориальный центр "Бабий Яр" 27 января открыл в Киеве новую инсталляцию: о чем она и где арт-объект можно увидеть
Интервью с Анной Камышан — архитектором и художником, автором инсталляции "Взгляд в прошлое".
Инсталляция "Взгляд в прошлое" / © Мемориальный центр Холокоста "Бабий Яр"
Мемориальный центр Холокоста "Бабий Яр" 27 января, в Международный день памяти жертв Холокоста, открыл новый арт-объект в Киеве — инсталляцию "Взгляд в прошлое". Она будет установлена на проспекте Победы, 10, возле Министерства образования и науки Украины. Участие в церемонии открытия инсталляции взял президент Украины Владимир Зеленский.
О чем эта инсталляция и насколько взгляд в прошлое важен для будущего, ТСН.ua поговорил с ее автором Анной Камышан.
Анна Камишан – архітекторка і художниця, авторка інсталяції "Погляд у минуле"
- В открытии инсталляции вашего авторства принял участие президент Украины. Насколько это важно?
- То, что глава государства посетил открытие и почтил память жертв Холокоста, демонстрирует нам, что сейчас на государственном уровне уделяется немало внимания этой теме. И это очень важно для всех нас. Мы должны беречь память о нашей истории, вместе доносить ее новым поколениям. И как художника, как человека, чья семья пострадала от Холокоста, просто как гражданку этой страны, меня радует, что мы имеем государственную поддержку на этом пути.
- Что положено в основу инсталляции и почему? О чем эта инсталляция говорит? Что должны увидеть и почувствовать люди, которые будут проходить мимо?
- Инсталляция "Взгляд в прошлое" — это серия арт-объектов в Киеве, которые позволяют увидеть город таким, каким он был 80 лет назад, через фотографии 1941 года. Объекты с монокулярами размещены именно в тех местах, где эти фото были сделаны. И когда мы заглядываем в монокуляр, мы фактически смотрим в объектив фотографа. Это возможность сравнить прошлое с современностью, понять, насколько близка на самом деле история, связанная с оккупацией, Бабьим Яром, с трагическими событиями, которые произошли в тот период в Киеве. Возможность заглянуть в прошлое дает человеку понимание, что он является последователем истории и несет ответственность не только за себя, но и за город и события, которые происходят сегодня. Цель этой инсталляции — посреди оживленной улицы хотя бы на мгновение остановить человека, который постоянно спешит по своим делам, дать ему возможность почувствовать ценность и хрупкость настоящего.
Церемонія відкриття інсталяції "Погляд у минуле", яка присвячена Міжнародному дню пам'яті жертв Голокосту
1941, Украина, Киев. Трупы убитых киевлян на бульваре Тараса Шевченко (ныне часть пр.Победы) в оккупированном Киеве. Мимо проходят люди, направляющиеся в Еврейского (Галицкого) рынка. Убитые — вероятно, евреи, отказались по приказу оккупантов прибыть на пункт сбора 29 сентября. Вероятно 1 октября 1941 Автор фото: Archives of the Hamburg Institute for Social Research/Johannes Hähle
1941, Украина, Киев. Трупы убитых киевлян на бульваре Тараса Шевченко (ныне часть пр.Победы) в оккупированном Киеве. Мимо проходят люди, направляющиеся в Еврейского (Галицкого) рынка. Убитые — вероятно, евреи, отказались по приказу оккупантов прибыть на пункт сбора 29 сентября. Вероятно 1 октября 1941 Автор фото: Archives of the Hamburg Institute for Social Research/Johannes Hähle
- Почему именно проспект Победы, а не территория Бабьего Яра, выбрали для установки арт-объекта? Как вы выбирали место?
- Чтобы ответить на этот вопрос, надо рассказать об истории фотографий, которые вы здесь увидите. Они принадлежат немецкому военному фотографу-пропагандисту Йоханнесу Хеле, который осенью 1941 года в оккупированном Киеве сделал 29 цветных снимков, среди них известные фото Бабьего Яра, сделанные сразу после массового расстрела почти 34 тысяч евреев 29-30 сентября. Эти кадры являются важными документами и свидетельствами ужасного преступления, которые нацисты совершили в Бабьем Яру.
Касательно инсталляции на проспекте Победы. Фотографии, представленные в ней, были сделаны Йоханнесом Хеле именно на этом месте, во время прогулки оккупированным Киевом. Мы определили точные места, где были сделаны эти фотографии. Кстати, это одни из самых страшных фотографий, сделанных Хеле в Киеве. Поэтому инсталляция имеет возрастное ограничение 18+. В кадре — тела двух неизвестных мужчин, которые лежат на обочине проспекта, и толпа, проходящяя мимо. Мы не знаем, куда идут эти люди. Мы также не знаем, кем были те, кто погибли. Также символично, что проспект Победы очень "живой". Там много людей, мощный автомобильный трафик, все несется. На фотографиях Хеле мимо тела на обочине едут подводы, машины, куда-то идет толпа. Тела лежат, а рядом дальше бурлит жизнь. Все это очень впечатляет.
Инсталляция "Взгляд в прошлое" / © Мемориальный центр Холокоста "Бабий Яр"
- Форма самой инсталляции наверняка что-то символизирует. Что именно?
- Снимки были сделаны друг напротив друга. Мы так и разместили наши монокуляры, встроенные в два каменных валуна природной обработки. Между ними лежит дерево со сломанными ветками, которое в еврейской традиции является символом прерванной жизни. Часто на еврейских кладбищах ставят мацевы в виде срубленных деревьев. В данном случае для инсталляции мы использовали верхнюю часть дерева, которая не имеет корней. Дерево без корней — символ того, что мы не знаем своей истории. Это был сухостойный дуб, который олицетворяет жизнь, что была обрублена смертью. Дерево, лежащее между валунами, по сути символизирует тело.
Кстати, мы долго искали дерево, которое бы нам подошло. Сначала мы хотели найти мертвое дерево в Бабьем Яру или другом месте, связанном с трагическими событиями Холокоста. Но мы такого не нашли. Поэтому мы просто взяли дерево с санитарной вырубки. А вот камни имеют определенную историю. Это камни с Лезниковского карьера. Это красный гранит, который в советское время использовался для создания памятников. Именно с такого гранита был установлен памятник "советским гражданам и военнопленным", расстрелянным в Бабьем Яру, который по сути стал символом советской политики стирания памяти о трагедии и о том, что убили на этом месте не просто советских граждан, а убивали преимущественно по национальной принадлежности. Большинство жертв были евреями, погибших именно за то, что они были евреями. Такая же история с цыганами, которые были здесь убиты. Здесь также убивали пациентов Павловской психбольницы, украинских националистов, военнопленных. Нашей задачей было вернуть память об этих событиях. Мы, кстати, никоим образом не обрабатывали камни. Это символизирует намерение не рассматривать события прошлого, а дать возможность увидеть их такими, какими они были.
Церемонія відкриття інсталяції "Погляд у минуле", яка присвячена Міжнародному дню пам'яті жертв Голокосту
- Когда уже можно будет увидеть инсталляцию?
- Мы откроем инсталляцию 27 января — в Международный день памяти жертв Холокоста. После этого ее сможет увидеть каждый. Мне бы хотелось, чтобы ее увидели, в первую очередь, жители этого района, люди, которые живут на проспекте. Чтобы они могли посмотреть, как выглядела их улица в 1941 году и какие события здесь происходили. Мне кажется, это шанс для каждого жителя Киева понять историю города и его жителей, свою собственную историю. Ведь люди, которые живут здесь, продолжают историю этого города, они являются потомками событий, которые здесь происходили.
- "Взгляд в прошлое" — это серия арт-объектов в Киеве и инсталляция на проспекте Победы — одна из них. Скажите, планируется ли продолжение этого проекта?
- В сентябре прошлого года Мемориальным центром "Бабий Яр" уже были установлены четыре монокуляра с фотографиями Йоханнеса Хеле на территории Бабьего Яра именно в тех местах, где происходили массовые расстрелы евреев. В этом году мы установим еще ряд объектов в местах, где были сделаны фотографии во время оккупации Киева. Мы планируем привлекать к их созданию как украинских, так и международных художников.
Церемонія відкриття інсталяції "Погляд у минуле", яка присвячена Міжнародному дню пам'яті жертв Голокосту
Анна Камышан — директор департамента концептуальных разработок и исследовательских проектов Мемориального центра Холокоста "Бабий Яр", автор инсталляции "Взгляд в прошлое" на проспекте Победы в Киеве. Работала в центре современного искусства Ротор в Граце (Австрия), была куратором ряда художественных и архитектурных проектов, в том числе выставочного проекта Миланского триеннале. Окончила художественный колледж им. Ивана Труша во Львове, архитектурный университет в Харькове, изучала философию и социальную теорию в Манчестерском университете. Выпускница междисциплинарного Института медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка". В Мемориальном центре Холокоста "Бабий Яр" вместе с командой занимается глубинным исследованием территории Бабьего Яра и проектами по ее развитию.
"Взгляд в прошлое" — это серия инсталляций в Киеве. Через монокуляры зритель видит фотографии, сделанные во время нацистской оккупации города в 1941-1943 годах. Фокус проекта — трагедия Бабьего Яра и события, связанные с ней. В начале октября 1941 года, сразу после массовых расстрелов, фотограф-пропагандист Йоханнес Хеле сделал известные фотографии Бабьего Яра. Они стали важнейшим свидетельством преступлений, совершенных нацистами. Он также сделал серию фотографий в Киеве, Лубнах и Харькове. Гамбургский институт социальных исследований впервые показал кадры его пленки на выставке в 1990-х.
В сентябре 2020 года Мемориальным центром "Бабий Яр" уже открыто четыре объекта инсталляции на территории Бабьего Яра с фотографиями Йоханнеса Хеле. Установленные монокуляры воспроизводят вид этой территории по состоянию на начало октября 1941 года, сразу после массовых расстрелов 29-30 сентября. Они находятся на точно определенных с помощью 3D-моделирования точках, именно там, где немецкий фотограф их снял.