Путин может помиловать Савченко, как Ходорковского

Дата публикации
Просмотры
1699
Поделиться:
WhatsApp
Viber
Путин может помиловать Савченко, как Ходорковского

Российский адвокат сделал свой прогноз, как может развиваться дело украинской летчицы, и какие неожиданности может готовить российское следствие.

Защита украинской летчицы Надежды Савченко рассматривает три возможных сценария возвращение Надежды Савченко в Украину – обмен, помилование и передача с целью отбывания наказания на территории родной страны. Об этом рассказал в эксклюзивном интервью ТСН российский адвокат Надежды Савченко Илья Новиков. Защитник, который с недавних пор свободно общается на украинском языке, рассказал – от российского следствия можно ждать любых неожиданностей.

- На прошлой неделе Минюст РФ выдвинул предположение, что Савченко могут вернуть в Украину, когда будет вынесен окончательный приговор. Вы можете рассказать, как это технически будет происходить?

- Я не могу этого сказать, поскольку мы считаем это лишь первым предложением. Даже не предложением, а готовностью передать Савченко. Имеют значение две вещи: первое то, что предложение прозвучало еще до приговора. А российский Минюст не та организация, которая что-то комментирует до приговора суда. Вторая важная вещь – что предложение прозвучало через три дня после того, как Путин встретился с Обамой в Нью-Йорке во время Генассамблеи ООН. Мы считаем это хорошим знаком, но не формальным началом процедуры. Это только месседж: "Не волнуйтесь, все будет хорошо". Хорошо, что это прозвучало, но расслабляться мы не можем. Если после приговора, который конечно не будет оправдательным, поступит такое предложение, это будет хорошо. Но Надежда никогда не подпишет заявление, в котором будет указано, что она считает свой приговор справедливым. Она не считает себя виновной. Из того, что я знаю, украинский Минюст тоже этот приговор не признает. Надо помнить, что это первое предложение и это не единственная схема, по которой Надежду могут вернуть в Украину. Еще возможен обмен. Есть определенные шансы, что Путин, склоняясь под давлением международного сообщества в этом мелком для него деле, подпишет указ о помиловании, как это было с Ходорковским. Возможно, он подпишет это помилование, чтобы больше не вспоминать об этом деле. Возможность такая есть.

- Есть несколько вариантов возврата Савченко в Украину: помилование, обмен пленными и отсылки для отбывания наказания. Если все же будет третий вариант, как это может реализоваться?

- Как и говорил российский Минюст, нужно чтобы официальный приговор вступил в силу. Приговор скорее всего будет вынесен в середине ноября и он не будет считаться вступившим в силу, пока его не рассмотрит апелляционная инстанция. Это может произойти в декабре, а может и в январе. Мы подадим апелляционную жалобу сразу, как будет объявлен приговор. Но, когда Апелляционный суд будет готов рассмотреть это дело, неизвестно. Когда будет решение апелляционной инстанции, Надежда может подать заявление с просьбой об отбывании наказания в Украине. В соответствии с современным российским законодательством, она в таком случае должна признать себя виновной – и это уже ставит под большой вопрос возможность всей этой схемы. Путем компромисса может, я могу предполагать это только теоретически, Савченко подпишет какое-то формальное заявление, в котором она не будет признавать себя виновной. Российский Минюст это "проглотит" и скажет – ну хорошо, запустим процедуру. Поскольку они уже о возвращении Надежды говорили, есть вероятность, что их назначили ответственными за этот процесс, и уже их проблемы – как эту передачу оформлять.

Но я бы не забегал так далеко вперед, пока длится суд. Будет еще много интересного. Только начались допросы сепаратистов, которые утверждают, что брали Савченко в плен. У нас еще будет допрошен, по крайней мере есть такое предложение обвинения, Игорь Плотницкий, который выступает свидетелем обвинения. И я бы не советовал сейчас делать какие-то окончательные выводы из того заявления Минюста. Мы наблюдаем за судом и ждем, каким будет развитие событий.

- Насколько реалистичным является допрос Плотницкого. Если это реально, как это будет происходить, он лично приедет, это будет видеоконференция?

- Уже четверо его подчиненных лично приезжали на суд в Донецк. Надо понимать, что граница в Изварино пролегает в двух километрах от суда. В этом деле много нелепостей, но было бы полным безумием ехать в какой-то другой город на допрос, если российский Донецк находится ближе всего к Луганску. Но может быть все. Нам могут сказать, что у него нет времени. Или могут сказать, что не смогли передать ему повестку в суд и просто прокурор встанет и зачитает из бумаг его показания. Это не было бы самым важным из тех нарушений, которые уже были и которые еще будут во время суда, но нам, защитникам Надежды, было бы очень интересно его допросить. Не только потому, что он участвовал в захвате Надежды в плен, но и потому, что он врет в том, что мы считаем очень важной деталью этого дела – он дал показания, что по его личному приказу Надежду освободили 23 июня возле российской границы. А мы знаем, что его предшественник Болотов давал показания российскому телевидению, что Надежда сбежала из плена во время авианалета на их базу. Поскольку мы уже можем без сомнений доказать, что она не участвовала в том обстреле, от которого погибли российские журналисты, но мы не можем доказать, что она не пересекала российскую границу. А Надежда настаивает, чтобы мы очистили ее от всех обвинений как можно больше. Нам и ей очень важно показать, что Плотницкий и Болотов врут в этом деле и доказать, что она была украдена и принудительно вывезена за границу. И что в этом принимала участие Россия.

- На прошлой неделе во время судебных заседаний был ряд нарушений процессуальных дел Надежды Савченко и она угрожала, если эти нарушения продолжатся, она может продолжить голодовку. Насколько это правда и в связи с чем звучало это заявление?

- Она сделала это заявление, когда суд начал угрожать: если она будет делать замечания с места без разрешения суда, то ее могут удалить из зала до конца судебного процесса. Надежда считает, что может обращаться в зале суда непосредственно к присутствующим, к журналистам, к своей семье. Это для нее очень серьезно. Если ее выведут из зала суда, я уверен, она может что-то такое сделать. Я бы не хотел, чтобы эти слова воспринимались как попытка влиять на приговор суда, это касается только того, что происходит в зале. Надежда не соглашается с тем, что прокурорам позволяют делать замечания с места, а ей – нет.

- На следующей неделе возобновляются судебные заседания по делу Савченко. Как вы видите развитие событий?

- Надо понимать, что прокуроры сейчас руководят судебным следствием, и из-за этого мы можем получить любую неожиданность в любой момент. Когда я попросил список свидетелей, которых допросят на следующем заседании, мне отказали. Мы не знаем, кого вызовут. Мы видим, что из около 70 человек, заявленных обвинением в качестве свидетелей, пока допросили только 15 человек. По моему мнению, следующие две недели у нас будут продолжаться допросы свидетелей, экспертов. А потом некоторое время обвинение будет зачитывать материалы дела, мы будем смотреть видео, которое есть в этом деле – там много часов видео. Согласно нашему УПК, мы должны посмотреть это видео все вместе – все участники процесса. Итак, по моему прогнозу, до конца октября мы не закончим следствие. В этом я уверен.

Похожие темы:

Дата публикации
Просмотры
1699
Поделиться:
WhatsApp
Viber
Следующая публикация