Косметика с пребиотиками: какие проблемы кожи она решает

Пребиотики – это питательная среда, создающая хорошие условия для жизни и размножения бактерий. Зачем нам с помощью косметических средств с пребиотиками "кормить" бактерии, обитающие на нашей коже, уже многие биологи и дерматологи объясняли. Напомним вкратце.

© Credits

Итак, благодаря научным исследованиям известно, что на коже находится 1,8 м2 разнообразных мест обитания микроорганизмов, включая бактерии, грибы, вирусы, клещи. Микрофлора кожи делится на постоянную – резидентную (около 90 % микробов), факультативную (условно-патогенную) – около 9,5 % и случайную (транзиторную) – 0,5 %. Микрофлора – звено защитной гидролипидной мантии кожи, она функционирует как часть иммунной системы, участвует в антиоксидантной защите кожи и в процессе обновления ее клеток. Вот, например, актинобактерии и фирмикуты производят для эпидермиса гиалуроновую кислоту, кератин, филаггрин. А пропионибактерии акне "переваривают" и гидролизуют липиды, если они в нормальном количестве. На нашей коже существуют даже бактерии, которые производят антимикробные пептиды.

Сегодня микрофлору принято называть микробиомом. Так вот баланс вышеприведенного состава микробиома кожи определяется такими факторами, как pH, температура, влажность, уровень выработки кожного сала, окислительный стресс, диета, инфекции. Если микробный баланс нарушен, кожа "заболевает". Помочь коже можно, восстановив его: убив вирусы, клещей и бактерии, грибы, которых больше, чем надо, и возместив нужное для здорового функционирования количество пострадавших.

Пребиотики используют как раз, чтобы помочь регенерироваться микроорганизмам-жертвам. Будучи предпочтительным субстратом, пребиотики содействуют их росту, оставляя меньше возможностей для размножения и процветания патогенов. Их использование не только восстанавливает здоровье кожи в целом, но – теоретически – может сдерживать кожные инфекции и воспаления в дальнейшем.

В косметике пребиотики – это олигосахариды, некоторые ферменты, витамин В5. Они подбираются таким образом, чтобы после нанесения продукта на кожу одни колонии микроорганизмов на ней росли хорошо, а другие – плохо. К примеру, они могут поощрять развитие некоторых "полезных" видов стафилококков, лактобацилл и т.д., и подавлять рост стрептококков или грибов малассезии фурфур.

Эффективность тех или иных пребиотиков в косметике определяют опытным путем. Проводят 2 теста – соскобы кожи. Первый: анализируют изначальный состав микробиома. А после применения косметики с пребиотиками снова смотрят микробный пейзаж. Если в пробирке состав микрофлоры изменился к лучшему (то есть, к принятому "идеальному", здоровому процентному соотношению), но клинический эффект не виден, то такой пребиотик отсеивают и не используют в дальнейшем в производстве косметики. Если же результат "на лицо", тогда продукцию одобряют и выводят на рынок.

Сегодня на косметическом рынке используются более 20 пребиотиков. BRIGHTENYL, например. Или альфа глюкан олигосахарид (Bioecolia) – пребиотик Биоэколия, в составе он может быть указан как ALPHA-GLUCAN OLIGOSACCHARIDE. Инулин – INULIN. А вместе 2 последних объединены в пребиотик под названием Bioline. SEBOCLEAR-MP – сложносоставной пребиотик от компании RAHN AG, который, между прочим, в прошлом году был награжден на выставке in-cosmetics Globalв номинации "Лучший активный ингредиент" серебряной медалью. Probacillus Revive – комплекс лактобактерий и питательной среды для них, то есть это пребиотик с пробиотиком… И с каждым годом их становится больше.

Казалось бы, пребиотики и пробиотики – это то, к чему стремились все косметические компании – реальная возможность контролировать здоровье кожи. Но сегодня это еще не совсем так.

Наш микромир тонок, неоднозначен и непостоянен. Хотя изучение биологии кожи проходит успешно и мы уже установили количественное соотношение микрофлоры и классифицировали бактерии, нам еще не удалось до конца понять все причинно-следственные связи между процессами, происходящими в микробиоме. Пока недостаточно доказательств того, что здоровая или нездоровая кожа определяется только наличием специфических доминирующих типов микробиома. Хоть и определенные связи кожных болезнейс наличиемили действиемконкретных типов микробов, обитающих на коже, найдены.

Поэтому сегодня косметика с пребиотиками может скорее решать конкретные, очевидные проблемы кожи – акне, розацеа, атопический дерматит, повышенная чувствительность кожи и т.д. Всерьез говорить об улучшении здоровья и возвращении молодости с помощью косметики с пребиотиками пока рано: до сих пор нет абсолютного способа измерения микробиома и оценки состояния здоровья кожи. 

У каждого человека особенный микробиом, который постоянно изменяется под воздействием разных факторов. И понять, когда он здоров, а когда нет, возможно, только постоянно анализируя его состояние. Не зная его особенностей, можно навредить коже: то, что для одного человека будет восстановлением здоровья, для другого может оказаться нарушением баланса. 

То есть сегодня мы знаем, что разнообразие микрофлоры кожи – залог ее здоровья. И можем с помощью косметики с пребиотиками влиять на выраженные проблемы, не нуждающиеся в лабораторном анализе, с помощью уже проверенных пребиотиков с понятным механизмом действия. Просто улучшать состояние и здоровье кожи пока можно лишь "наугад". Что касается влияния на процессы старения кожи с помощью пребиотиков, точнее влияния на микроорганизмы, отвечающие за возрастные изменения кожи, то они пока изучаются. Но ученые очень позитивно настроены. 

В будущем, надеемся, нас ждут портативные анализаторы микробиома и косметические продукты с индивидуальными формулами, которые будут основываться на актуальных данных анализов. Ну а пока с помощью косметики с пребиотиками массового производства мы можем решать свои уже диагностированные проблемы кожи. И хочется отметить, что эффективнее делать это под присмотром косметолога-дерматолога, живо интересующегося промежуточными результатами происходящего прямо сейчас технологического прогресса.

Лана Н.

Поделиться: