Последние

Больше новостей

Популярные

Больше новостей

Комментируют

Больше новостей
Парадокс корабля Тесея: что может считаться настоящим в нашем изменчивом мире

Парадокс корабля Тесея: что может считаться настоящим в нашем изменчивом мире

Наш автор Кристина Абрамовская нашла время задуматься о настоящих ценностях.

Помните знаменитую историю в 90-х с многочисленными концертами группы "Ласковый май", одновременно проходившими в разных местах Советского Союза? Даже без интернета и современных средств связи зрители успели выяснить, что групп в разных составах было несколько и купоны с одного имени стриглись с разных полей!

Печальный опыт "Ласкового мая" ничему не научил поклонников музыки. Возьмем культовую группу "ВИА Гра", где пели 16 девушек в 17 разных сочетаниях. Да кто их там на самом деле считает! Это какая-то магия блондинки, брюнетки и рыженькой – зрители даже не возмущались, что приходится запоминать тех, кто стал "ВИА Грой" на этом концерте.

Бог с ним, с шоу-бизнесом, он никогда не отличался чистоплотностью. Казалось бы, в искусстве вообще главное – авторство художника. Но вот как раз к авторству очень много вопросов. Один из контрактов испанского художника Диего Веласкеса предполагал, что он самостоятельно разрисует залы дворца (и это подчеркивают экскурсоводы). Кто же тогда рисовал его остальные парадные портреты, которые мы изучали на истории искусств? Ученики, по сути подмастерья, которые растирали краски, грунтовали холсты, рисовали фончики и, честно говоря, вообще все. А потом придворные художники в перерывах между королевскими балами набрасывали пару-тройку заключительных штрихов сверху. И, конечно, ставили свою подпись.

Этим баловались не только художники прошлого – в наше время знаменитости развернулись по полной. У Энди Уорхола была целая когорта помощников, которые снимали его фильмы, делали его знаменитые шелкографии и инсталляции, пока сам Энди сиял на вечеринках и делал беспощадное селф-промо.

Самого известного британского художника наших дней Дэмиена Хёрста даже как-то критиковали за то, что его картины целиком рисуют его помощники. И как он выкрутился? Хёрст ответил, что в каждую из картин он вкладывает душу, ведь главное – идея, а идея принадлежит ему. Сальвадор Дали вообще в конце жизни так разошелся, что подписывал чистые листы бумаги, а специально нанятая литографическая компания сама печатала сверху отпечатки. 

Я знаю кучу украинских модельеров, которые не умеют ни шить, ни рисовать. В чем их роль как модельеров? Да ладно, рисует ли сам рэпер Канье Вест, чьи кроссовки Easy Boots стоят по 8 тысяч гривен? Какой его вклад в кроссовки, которые считаются "его" и за которыми стоят очереди из страждущих? И почему другие кроссовки, которые выглядят так же, пошиты по тем же лекалам, из тех же материалов и, будем откровенны, на тех же фабриках, считаются поддельными и стоят дешевле в 10 раз. Какой золотой песок сыпется из Канье Веста, который освящает кроссовки, которые носят по всей планете? 

Оказывается, эти непростыми вопросами современности мучились еще философы античности. Они назвали это парадоксом "Корабль Тесея". Он звучит так:

Греческий герой Тесей сплавал на Крит и с помощью принцессы Ариадны победил там Минотавра. А когда вернулся в Афины, местные жители решили хранить его корабль как памятник. Но вот проблема: судно начало гнить, и в нем меняли доски на такие же, только новые, одну за другой. Со временем в нем не осталось ни одной исходной доски. 

Вопрос: является ли этот корабль кораблем Тесея или больше нет? Если нет, то в какой момент корабль перестал быть собой – когда заменили первую доску или когда заменили последнюю? Или половину?

Ситуация становится совсем парадоксальной, если добавить еще одно условие: все старые доски собраны, и из них построено точно такое же судно. Какой из этих кораблей следует считать подлинным? Корабль из новых досок или из старых, который еще, может быть, помнит путешествия героя? А если они оба идентичны тому, на котором плавал Тесей, значит, они равны между собой? 

Кажется, что шоу-бизнес, искусство, мода и прочие штуки далеки от нас (если вы, конечно, не закройщик у модельера и не подмастерье Дэмиена Хёрста). Но на самом деле точно так же можно разложить "по парадоксу корабля Тесея" и все результаты, достигнутые топ-менеджерами, директорами по развитию и СЕО компаний. То есть, в такой же степени вышестоящее начальство счастливо отчитывается за результаты, достигнутые руками и бессонными ночами толп помощников и мелких исполнителей "в полях". Это отмечал даже автор "Черного лебедя" Нассим Талеб – только не называл это уклончиво "парадоксом", а говорил прямо, как и есть – "присвоение результатов", критикуя "экспертов в черных пиджаках". 

Таким образом, парадокс "корабля Тесея" – это не только про моду и искусство, но и про нашу с вами работу. Уверена, вы можете назвать массу ваших собственных примеров. 

Читайте также: Любовь, сервис и роботы

Оставьте свой комментарий

Выбор редакции