Йога без медитации – ни во что и труды наши

Йога без медитации – ни во что и труды наши

Не так страшна медитация, как представления о ней неофитов и непосвященных. Боитесь? Не бойтесь! Дмитрий Яценко вам сейчас все доступно объяснит.

Любой авторитетный гуру с удовольствием сообщит вам, что йоги без медитации не бывает. Но само это слово "медитация" у многих занимающихся вызывает смешанные чувства – на йогу идут в спортклубы и группы здоровья со вполне конкретными, мирскими целями. И в этом нет ничего зазорного – физическая практика асан (причудливых положений тела на коврике) действительно помогает улучшить самочувствие, успокоить нервы, снять боли в спине, наладить пищеварение, скинуть пару кг и даже поменять личную жизнь. Йога пришла в наши города, покорила страницы глянцевых журналов и стала, конечно, совсем не "той" изначальной, дремучей, непонятной практикой, которой посвящали себя древние худые бородатые индусы, покрытые пылью и почти без одежды. У меня лично с детства почему-то осталась такая ассоциация – кубики с алфавитом и буква "й" с синюшным джинном с закрытыми глазами, в чалме и на гвоздях. Потому современная глянцевая йога лишена очень многого "аутентичного" и чужеродного, не нужного нам – прагматичным городским жителям. Кто-то зажигает ароматические палочки на занятиях и включает Дэву Премал, у кого-то в уголке сидит бронзовый Шива. Кому-то нравится заниматься в ярких шароварах из индийского хлопка. Но на этом аутентичность заканчивается, и в расписаниях большей частью фигурирует "йога для здоровой спины", "йога для бедер и ягодиц", "йога расслабления", популярны экзотические миксы йоги и чего-то еще – йога и акробатика, йога и спонтанная импровизация, йога в гамаках и тому подобное… Тем не менее любой авторитетный гуру, даже если он пользуется айфоном и не сидит в пыли на гвоздях, сообщит вам "йоги без медитации не бывает". Где же ее искать?

Под "медитацией" осведомленный городской житель и читатель эзотерических статей часто подразумевает что угодно, кроме того, что нужно. На клипартах и тематических картинках "Гугл" выдаст вам пару десятков девушек в белых одеждах, сидящих по-турецки с разной степенью блаженства на лицах, с закрытыми глазами и преимущественно приподнятыми подбородками (как бы подставляя лицо космосу, с которым осуществляется единение). А сам процесс характеризуется как "глубокое погружение в себя", "познание сущности мироздания" и тому подобное – экзотическое и непонятное.

На самом деле медитация для йогов – это такое состояние, при котором сидят, во-первых, с открытыми глазами и подтянутым подбородком и, во-вторых, находятся настолько "здесь и сейчас", насколько это вообще возможно для наших обусловленных умов. При медитации уменьшаются колебания ума, с сохранением ясности и понимания происходящего. Это неожиданно простое состояние, в котором нет ничего "особенного". Но достичь его совсем непросто. Скажем, в полудреме количество колебаний ума стремится к минимуму, но это не медитация, потому что, проваливаясь в сон, мы уже не осознаем происходящее. Во время фантазий под музыку и попыток улететь в космос такого состояния не достичь, ведь нужно быть здесь и сейчас. И при этом не думать. Не оценивать. Не вспоминать. Именно там, в зазоре без мыслей, опасений, привязанностей, планов, открывается та самая "вселенная", которую можно описать как "безграничное свежее пространство с бесконечным потенциалом".

Практика медитации необходима для того, чтобы занимающийся мог увидеть вещи такими, какие они есть, а не какими их делают его эмоции. Силы и здоровье, которые дарят нам упражнения на коврике, нужно пускать в полезное русло, не "подпитывать" свои старые состояния, ведущие к той самой боли в спине и бессоннице. То есть с умом, с поведением нужно тоже работать, иначе получится замкнутый круг и ваша йога станет бесполезной. Пресловутая нирвана заключается не в космическом мультиоргазме, который сотрясал бы все тело несколько часов (как может кто-то подумать), а в состоянии свежей, прохладной ясности без каких-либо желаний. И все. Желания создают страдания. Нет желаний – нет страданий. Кто-то может возразить, что и жизни тогда нет, без желаний-то. Но отличие медитирующего йога от "овоща" заключатся в осознании и понимании происходящего. И кайф от этого – самый всеобъемлющий и чистый.

В учебнике по психологии написано, что остановить мыслительный процесс невозможно. Но это не совсем так. Все мы медитируем время от времени – например, когда ведем машину. Когда между вами и гладко расстилающейся трассой нет никаких умственных посредников – эта трасса в какой-то мере становится частью вас самих, как руль, педали, а еще небо и музыка по радио. Во время физической активности также уменьшается количество ненужных мыслей – особенно если вы бегаете на длинные дистанции или, собственно, занимаетесь йогой. Кропотливая работа, требующая внимательности, также отправит вас в медитативное состояние, которое в тибетской терминологии имеет даже специальное название – шаматха. Кто-то для достижения этой шаматхи повторяет мантры и перебирает четки. Кто-то чертит сложную схему. А кто-то просто сидит, считая вдохи и выдохи. Но успокоение ума в состоянии шаматхи – это лишь первая стадия медитации. Она помогает успокоиться, уйти от агрессии, понять суть происходящего. В таком состоянии ум всегда на что-то "опирается", чтобы отогнать мысли. Этой опорой может быть ощущение дыхания, запах сандала, звуки поющей чаши, какой-то зрительный образ. Но для трансформации (а практика йоги подразумевает изменения в лучшую сторону) этого недостаточно. Чтобы постичь свою "природу ума" и посмотреть из непоколебимого, необусловленного состояния на все свои желания, страхи, мечты и душевные боли, состояние медитации должно быть безусловным, то есть без каких-либо опор. Для этого необходимо посидеть какое-то время (желательно от 20 минут) с ровной спиной, открытыми глазами и без движения. Между прочим, саму йогу, как набор упражнений, придумали именно для подготовки тела к этому медитативному сидению – потому что попробуйте-ка вот так с улицы взять и сесть на 20 минут, не ёрзнув и не почесав себе ничего! Благодаря этому беспристрастному видению, мудрому спокойствию, у йога быстро наметится прогресс в практике – уйдут всякие неосознаваемые блоки и зажимы, начнут расправляться плечи, проворачиваться суставы, тянуться сухожилия и выравниваться перекосы по жизни. Силы, которые тратились на что-то бесполезное, перенаправятся на полезное.

Словом, не так экзотична и страшна медитация, как ее рисуют. И не так проста и незатейлива йога, как может показаться. Все мы каждый день невольно медитируем, а практика йоги с медитацией как раз может помочь нам извлечь толк из этих состояний, сделав всю нашу жизнь более осознанной и, соответственно, счастливой.

Следующая публикация