Что делают дети в социальных сетях

Дата публикации
Поделиться:
WhatsApp
Viber
Что делают дети в социальных сетях

Getty Images/Fotobank

Общение в социальных сетях стало неотъемлемой частью нашей жизни. И неудивительно, что и наши детки хотят те же игрушки. В чем польза и опасности социальных сетей для детей, нам рассказала психолог психоаналитического направления, специалист по работе с детьми и подростками, преподаватель Международного Института Глубинной Психологии Инна Караванова, www.pa.org.ua.

Прогресс не стоит на месте, и если есть спрос, то есть и предложение: у детей вместо «Одноклассников», «Вконтакте» и «Фэйсбука» теперь есть свои детские социальные сети. Ныне существуют такие:

«Смешарики» www.smeshariki.ru – сеть по мотивам мультипликационного сериала. Здесь можно играть в виртуальную игру «Шарарам», общаться  с участниками, заводить друзей. Есть игровые турниры, мультфильмы, аудиосказки, форум и страничка для родителей. Рассчитан на аудиторию дошкольного и младшего школьного возраста;

«Вебики» www.webiki.ru – сайт интерактивных игр, на котором, кроме игр, можно общаться и с друзьями. Для дошкольников и младших школьников;

«Твиди» www.tvidi.ru – онлайн-игры, ведение дневников, общение и поиск друзей, размещение фото и видео. Также здесь можно строить виртуальные миры и хранить файлы. Для детей от 6 до 14 лет;

«Classnet» www.classnet.ru – сеть, объединяющая школьников разных стран. Здесь дети ищут друзей по интересам, общаются, обмениваются текстовыми сообщениями и файлами, участвуют в виртуальных конкурсах, зарабатывая виртуальные монетки и получая реальные призы;

«Страна друзей» www.stranadruzey.ru – строящаяся виртуальная страна. Тут есть информационная часть, в которой публикуются новости; социальная, предназначенная для общения; обучающая, в которой размещаются обучающие программы, электронные учебники, видеоуроки и т.д.; развлекательная – игры и приложения, а также интеллектуальные конкурсы.

Плюсы виртуального общения

Безусловно, в перечисленных социальных сетях есть свои плюсы:

ребенок осваивает навыки работы на компьютере и в интернете;

переписываясь с другими детьми, постигает основы грамотности;

играя, участвуя в конкурсах, развивает память, внимание, логику;

читая размещенную на сайтах полезную информацию, повышает эрудированность;

имеет возможность общаться с детьми, находящимися в других странах;

заводя все больше виртуальных друзей, повышает рейтинг среди одноклассников.

Минусы общения в социальных сетях

Виртуальное общение таит в себе определенные опасности для ребенка. И самая серьезная, по мнению психолога Инны Каравановой, состоит в том, что взрослые приходят в мир интернета с уже зрелой психикой, со сформированным знанием о том, что хорошо, а что плохо. Нам это объяснили в детстве наши родители, мы это впитали с прочитанными нам сказками, в то время как дети, с их подвижной и некрепкой психикой, оказываются совершенно незащищенными перед огромным виртуальным миром, в котором создается иллюзия неограниченных возможностей.

В чем минусы времяпровождения в социальных сетях:

Отсутствие смысла. В нашем детстве взрослые проводили с нами время, читая сказки, объясняя нам, что хорошо и что плохо, создавая систему запретов и ограничений, давая нам знания о мире. Находясь в социальных сетях, играя в онлайн-игры, ребенок совершает лишь механические действия, ему неоткуда почерпнуть знания о добре и зле, о моральных законах социума, о границах поведения.

Отсутствие границ. Находясь в интернете, можно открыть любую страницу, сделать любое действие, послать сообщение любого содержания, и за это ничего не будет. У ребенка может сложиться ощущение безнаказанности.

Нет эмоционального развития. В нашем обществе наблюдается тенденция к интеллектуальному развитию, в то время как эмоциональному и духовному развитию ребенка внимания не уделяется. То же самое можно сказать про общение и игры в интернете. В играх отсутствует мораль, в общении с другими детьми посредством сообщений нет истинных чувств, которые проявляются только невербально (жестами, мимикой, энергетическими импульсами).

Отсутствие обратной связи. При реальном общении только 10% отводится словам, все остальное – невербальное общение. Общаясь с реальным человеком, можно сделать выводы о том, насколько человек открыт, насколько он добр и искренен. Другой человек может дать понять, что произнесенные слова его ранили или, напротив, обрадовали. Так ребенок учится взаимодействовать с социумом. «Смайлики» не способны научить этому взаимодействию.

Отсутствие контроля со стороны родителей. Казалось бы, ребенок, сидя в интернете, находится на виду. И действительно, физически он вне опасности: он не ходит по подворотням в сомнительной компании, не курит и не пробует пиво или наркотики. С другой стороны, его хрупкий, не сформированный еще внутренний мир, его эмоциональная сфера абсолютно бесконтрольно находятся под влиянием другой реальности, и что с его внутренним миром происходит в данный момент, вы не можете проконтролировать.

Искажение понятия дружбы. В социальных сетях можно легко добавлять или удалять друзей. Чем больше виртуальных друзей, тем больше рейтинг, тем больше ощущения популярности и значимости. В то же время реальных друзей нельзя просто так «добавить» или «удалить».

Стирается понятие интимности. В социальных сетях люди выкладывают свои личные фотографии, откровенно делятся своим эмоциональным состоянием в «статусах», дневниках и блогах. Таким образом, то, что раньше было чем-то сугубо личным, интимным, становится достоянием всех, кому доступна ваша страничка. Кроме того, такая демонстрация себя вместе со свободным добавлением в друзья «угодных» и удаления «неугодных» порождает самолюбование и нарциссизм. Сможет ли потом этот человек любить другого человека, способен ли будет проявлять истинные чувства и эмпатию?

Проблема самоидентификации кажется нормой. Очень многие подростки в социальных сетях вместо своих реальных фотографий на аватаре размещают картинки различного содержания. С точки зрения психологии, это означает, что ребенок отождествляет себя с картинкой на аватаре. И это также может означать, что он не принимает себя таким, какой он есть на самом деле. Только если в реальном мире, при реальном общении, проблемы с собственной самоидентификацией рано или поздно станут заметны родителям, учителям, одноклассникам, то в мире социальных сетей это уже становится нормой: ведь все так делают, а значит, проблемы нет.

Мы не можем полностью оградить ребенка от интернета, да это было бы неправильным. К тому же все перечисленные опасности настигнут вашего ребенка лишь тогда, когда он будет в социальных сетях находиться больше, чем в реальном мире. Чтобы этого не произошло, продолжайте читать с детьми книги, смотреть вместе фильмы, ходить в музеи, играть в совместные игры, разговаривать и объяснять.

Татьяна Корякина

Следующая публикация