До какого возраста нужно кормить ребенка грудью?

Дата публикации
Просмотры
30к
Поделиться:
WhatsApp
Viber
До какого возраста нужно кормить ребенка грудью?

Фото: East News

Набирающая стремительные обороты тенденция к естественному родительству проповедует кормление грудью столько времени, сколько малышу будет необходимо. Но не является ли эта необходимость продиктованной какими-то психологическими потребностями мамы или проявлениями начальных навыков "управлять мамой" у ребенка? В этом мы постарались разобраться вместе с детским психологом, кандидатом психологических наук Натальей Компанец, http://mir-detej.kiev.ua.

Зачем кормить дольше?

В современных условиях долгокормящими воспринимаются мамы детей старше полутора лет. Если мама после этого срока все еще не собирается сворачивать грудное вскармливание, то ей, как правило, движут следующие мотивы:

здоровье ребенка, ведь через молоко мама передает ребенку иммунитет. Однако молоко для иммунитета ребенку необходимо в основном в период новорожденности. И все же многие мамы наблюдают, что как только прекращается грудное кормление, то ребенок больше начинает болеть. Именно поэтому хочется подольше защищать его своим молоком. Но возникает вопрос, не приучаем ли мы ребенка к внешнему "допингу" иммунитета? Не задерживаем ли формирование личного иммунитета? И не является ли болезнь при отказе от кормления грудью не столько свидетельством ухудшения здоровья, сколько грусти об утраченном?

Конечно же, мама, кормящая своего ребенка, – это чудесно. Возникают потрясающие самоощущения, хочется как можно дольше ощущать себя счастливой, спокойной, оберегающей, успокаивающей. При этом привлекателен семейный статус кормящей мамы. С одной стороны, это жертвенность (не ем плохих продуктов), с другой – определенные привилегии ("она кормящая мать – ее нельзя волновать, лучшие кусочки – ей"). Кроме этого, "звание" долгокормящей вызывает удивление, восхищение. Особые привилегии как мотивация означают, что мама не в полной мере реализуется как личность. При этом часто происходит эмоциональное выгорание, когда по прошествии года после родов мама ищет хотя бы какой-то положительный момент для саморазвития. 

Чем грозит ребенку "фанатичное" долгокормление?

Есть закон развития. Он звучит так: если мы помогаем ребенку делать то, что он уже может делать сам (или еще хуже – "делаем за ребенка"), то мы ЗАДЕРЖИВАЕМ его дальнейшее развитие. Это применительно к длительному грудному вскармливанию, если мама долгое время кормит ребенка грудью, заменяя "взрослую" пищу или просто "соску", тогда ребенок не учится самостоятельно пережевывать и переваривать более грубую пищу, а также самостоятельно успокаиваться.

Когда можно прекратить

Нужно понимать, что в процессе грудного вскармливания участвуют два человека – ребенок и мама, потому нужно рассматривать две мотивации и необходимости. Ребенка примерно в возрасте 1 год 2 месяца (в этом, конечно же, нужен индивидуальный подход) необходимо подключать к общему столу. Ребенок сидит в стульчике, взрослые – вокруг стола, часть трапезы проходит вместе в кругу семьи, едят все одно и то же. К этому времени у малыша уже есть зубы для того, чтобы жевать. При этом большинство приемов пищи ребенок может производить с ложечки. Грудное молоко при этом остается перед сном для успокоения. Но уже в 1 год, когда происходит первый кризис развития ребенка, он уже может и должен учиться успокаиваться самостоятельно. Таким образом, давая внешнюю помощь, мы не даем возможности ребенку учиться самостоятельно успокаиваться.

Некоторые мамы как мотивацию указывают особое общение во время кормления. Однако после 1 года общение с ребенком должно уже быть активным и развивающим. Это игровая деятельность, совместное исследование мира, физическое и сенсорное развитие. Таким образом, после 1 года (ближе к 1 году 2 месяцам) уже складываются психологические условия, которые помогают ребенку отказаться от грудного кормления.

Если ребенок не отказывается сам

Если ребенок никак не может отказаться от груди, психолог выделяет две основные потребности малыша:

потребность в общении. Не случается ли так, что мама общается с ребенком только во время кормления?
потребность в успокоении перед сном. Не слишком ли "бурные" вечерние игры малыша, когда сходятся все после работы домой? Нет ли нарушения сна у ребенка?

Когда кормление "через силу"

Часто происходит так, что маме затянувшееся грудное вскармливание уже не приносит удовольствие, она уже хотела бы выйти на работу, у нее нет ни сил, ни желания продолжать кормить. Но из-за каких-то убеждений, из-за давления окружающих она чувствует вину и все равно продолжают кормить. В этом случае важно понимать, что ребенок – не пуп Земли, а член семьи. Кормление вплоть до 5 лет – это формирование зависимого и коммутативно незрелого ребенка. Какая здесь может быть мотивация? Общение? Уже давно ведущая деятельность сверстников – игра, в которой нужны сверстники, а не мамина грудь. Здоровье? Проверял ли кто-то качество маминого молока? И несет ли оно пищевую и "фармацевтическую" ценность для ребенка. Успокоение? Ребенок, не способный без груди в этом возрасте успокоиться, нуждается в помощи детского психолога! Но никакая помощь при этом не будет эффективной без отказа от грудного вскармливания. Тем более если есть кормление "через силу", то ни о каком иммунитете, передаваемом через молоко, нет речи. Даже вода приобретает другую кристаллическую структуру из-за разных речей, произнесенных возле нее. Что уж говорить о молоке, которое "производится" мамой на грани депрессии? Не говоря уже о гормоне пролактине, длительное производство которого может повлечь за собой недомогания, головные боли и те же депрессии.

Потребность или манипуляция?

Если ребенок уже вполне способен справляться без груди, его пора отдавать в садик, но он все еще с истериками требует грудь, а мама не может ему в этом отказать, важно понять, "естественное родительство" в этом случае не имеет ли характер "вседозволенности" и потакания ребенку в его прихотях? Не формируем ли мы маленького манипулятора, для которого, во-первых, уже нет предела для командования ("хочу грудь – не хочу картошку!"), а во-вторых, эти пределы очень быстро раздвигаются. При "авторитетном" стиле воспитания родитель, как истинно взрослый и главный в паре "родитель – ребенок", знает, куда нужно вести ребенка, воспитывая его. А вот "попустительский" стиль воспитания, когда "главным" является ребенок, а взрослый выглядит инфантильным, может привести даже к так называемому "психогенному аутизму" у ребенка. И возникает вопрос: что родители, исповедующие "естественное родительство" в такой форме, будут делать, когда дитя достигнет подросткового возраста?

Татьяна Корякина

Следующая публикация