Последние

Больше новостей

Популярные

Больше новостей

Комментируют

Больше новостей
Как дети страдают от тревог родителей

Сейчас ситуация в Украине тревожная, людям непонятно, что будет дальше и дождемся ли мы спокойствия и стабильности. Когда родители в тревоге, у детей обостряются проблемы, связанные с психологическим состоянием, поведением или здоровьем. Мы попросили детского и семейного психолога Дарью Селиванову (trevog-bolshe.net) поделиться рекомендациями, как вести себя с ребенком в ситуации, когда взрослые находятся в тревоге.

Что происходит с детьми?

Неважно, является ли источником стресса в семье политическая ситуация или другие массовые события, на которые родители эмоционально реагируют, детям не избежать эмоциональной реакции на те же события. При этом, если нарастает тревожный фон в обществе и в семье, у детей обостряются все проблемы и конфликты, которые были до этого. То есть, если у ребенка есть предрасположенность к каким-либо заболеваниям, могут обостриться эти заболевания. Также может наблюдаться повышенная тревожность, страхи, агрессия.

Если родители сами игнорируют свою тревогу, не отслеживают, что с ними происходит, и не говорят о своей тревоге, ребенок тоже не понимает, что происходит со взрослыми. А поскольку дети эгоцентричны, то, чувствуя тревогу родителей, они склонны воспринимать проблемы взрослых так, как будто они к этому причастны.

Как дать ребенку поддержку?

Когда много тревоги, у ребенка очень большая потребность в безопасности, стабильности, поддержке. Безусловно, каждый ребенок индивидуален, и можно лишь дать общие рекомендации родителям, как вести себя с детьми в атмосфере тревожности и неизвестности.

Легализуйте тревогу. Важно не исключать ребенка, не делать вид, что в жизни ничего не меняется. Говорите с ребенком о том, что с вами происходит, поясняйте причину своего состояния, но при этом не подвергая ребенка излишнему просмотру новостей. Информация должна доноситься максимально ясно и четко.

Обеспечьте ребенку ясность и четкость. Важно максимально сохранить ребенку ощущение безопасности: соблюдайте привычный режим, привычную последовательность событий, распорядок дня по возможности не должен меняться.

Будьте рядом. Выбирайте такое времяпрепровождение с ребенком, при котором вы физически будете рядом. При этом важны не столько занятия какой-то интеллектуальной деятельностью, сколько телесный контакт. Это могут быть любые физические игры на взаимодействие — все, что дают ощущение физического присутствия. Почаще держите ребенка за руку, кладите руку ему на плечи или на спину, обнимайтесь. Это дает ощущение безопасности и стабильности, которого ребенку не хватает.

Давайте ребенку возможность говорить о своих чувствах. Если у ребенка есть потребность говорить о своих тревогах, переживаниях и опасениях, дайте ему возможность высказаться. Не старайтесь сразу убедить его в том, что все хорошо. Чем больше у ребенка будет возможностей легализировать, проговорить свои переживания, тем ему будет легче переживать происходящее.

Используйте методы арт-терапии. Подойдут любые методики коррекции детских проблем: рисование, лепка, песочная терапия. Например, ребенок может нарисовать то, что его пугает, а затем преобразить рисунок из страшного в смешной. Если ребенок не любит рисовать, то можно вылепить рисунок на бумаге из пластилина. Вообще, занятия на развитие мелкой моторики, при которых происходит тактильная стимуляция нервных окончаний на руках, приводит к успокоению. Это может быть лепка, игры с песком или крупой.

Татьяна Корякина

Оставьте свой комментарий

Выбор редакции