Проблемы психического развития ребенка: ошибки родителей

Дата публикации
Просмотры
5917
Проблемы психического развития ребенка: ошибки родителей

Getty Images/Fotobank

Что касается вопросов психического здоровья ребенка, то уровень осведомленности у родителей невысок. И вполне естественно, что родители совершают ошибки, самые распространенные из которых нам перечислил детский психиатр, врач высшей категории медицинского центра "София" Ольга Гуленко.

Поздно диагностируется задержка речевого развития. Очень часто родители, обнаружив, что ребенок в возрасте от года до двух отличается в речевом развитии от других детей, вместо того чтобы обратиться за консультацией к специалисту (логопеду, невропатологу или детскому психиатру), ищут подтверждение, что с ребенком все нормально. Чаще всего такое самоуспокоение пытаются найти из опыта родственников или знакомых, дети которых заговорили достаточно поздно, в 3-4 года, и ничего не предпринимают до этого возраста. В практике есть случаи, когда родители ждали до 5-летнего возраста, что ребенок заговорит. Дело в том, что каждый ребенок имеет свою историю развития (анамнез), и начинается она еще от его зачатия. Какой-либо неблагоприятный фактор (угрозы срыва, сильный токсикоз, перенесенные инфекционные заболевания матери во время беременности с высокой температурой, осложненное течение родов) может привести к определенным последствиям. Поэтому предполагать, что у вашего ребенка будет именно так, как у детей ваших родственников, невозможно. Каждый случай индивидуален и нуждается в профессиональной тщательной комплексной диагностике. Успокаивая себя тем, что у других детей проблема с речью исчезла сама по себе, вы можете потерять драгоценное время.

Изоляция ребенка. Часто, замечая на детской площадке, что ребенок имеет особенности в поведении и сильно отличается от других детей (не играет с детьми, дерется, громко кричит, не включается в игру, избегает детей), изолируют его от детского коллектива. Возможно, это происходит от того, что родителям неловко, что у них такой ребенок, или они боятся, что другие дети будут смеяться и обижать его. Однако чем дальше, тем больше такая тактика приводит к тому, что адаптировать такого ребенка к социальной среде все тяжелее. Даже при такой серьезной патологии, как аутизм, те дети, которые до 3 лет пошли в детский сад, лучше адаптируются и в 6-7 лет значительно меньше отличаются от нормальных детей, чем дети, которые не были интегрированы в дошкольные учреждения. Вместо того чтобы изолировать ребенка, придумайте, как сделать общение ребенка с детьми взаимовыгодным, найдите такую роль ребенку, чтобы он смог участвовать в общем занятии с другими детьми.

Родители не могут справиться со своими страхами. Если у ребенка есть какие-либо проблемы, необязательно связанные с серьезными патологиями, родители испытывают сильный страх, впадают в панику. Этим еще больше невротизируют ребенка и всю семью, только усугубляя  проблему. Важно не давать своему страху подавить остальные чувства, и самый лучший способ справиться со страхом – информированность. Ищите информацию по проблеме, консультируйтесь со специалистами, подбирайте игры и занятия, которые помогут ребенку справиться с проблемой.

Родители часто путают задачи разных специалистов. Далеко не все родители понимают особенности профессиональной деятельности психиатра, психолога, логопеда и психотерапевта. Детский психиатр имеет высшее медицинское образование, чаще всего это диплом врача-педиатра. Он знает основы физиологии детского организма, обладает знаниями по фармакотерапии, прошел специализацию по детской психиатрии. Только врач может установить диагноз и назначить медикаментозное лечение, оценить динамику в состоянии. Психолог оказывает психологическую помощь здоровым людям и привлекается для помощи к детям с проблемами. В форме беседы, игры, психотерапии, песочной терапии, рисования, лепки и других методов психолог помогает решить его проблему. Логопеды – это выпускникипедагогических вузов, они помогают исправить дефекты речи.

Требуют дать гарантии. Если у ребенка есть какая-то проблема психического развития, часто родители хотят, чтобы психиатр дал гарантию, что ребенок пойдет в образовательную школу. Важно помнить, что у каждого ребенка свой отклик на лечение. Есть дети, которые быстро продвигаются в лечении, а есть такие, которые поддаются лечению тяжелее. Результат зависит от множества факторов, в том числе и от организованности родителей. Безусловно, специалисты делают все возможное, чтобы справиться с проблемой.

Раньше времени прерывают лечение. Может быть такое, что на фоне приема препаратов ребенку становится лучше, улучшаются его успеваемость или другие показатели психического здоровья, и родители сами принимают решение сделать перерыв в лечении. Но через какое-то время они снова обращаются к психиатру, поскольку сталкиваются с ухудшением состояния.

Не делятся с лечащим психиатром хорошими новостями. Как правило, к детскому психиатру приходят с проблемой, но когда заканчивается лечение у этого специалиста, далеко не все родители звонят или приходят на прием, чтобы рассказать об успехах пациента. Каждому врачу хочется получить хороший результат лечения, и многие врачи хотят знать о дальнейшей судьбе своих маленьких пациентов, радоваться вместе с родителями их успехам.

Татьяна Корякина