Революция и дети

Дата публикации
Поделиться:
WhatsApp
Viber
Революция и дети

Getty Images/Fotobank

Как бы ни ограждали соотечественники своих детей от событий, происходящих в стране, дети все равно транслируют то, что думают и чувствуют их родители. И переживают так же, а порой даже больше. О том, как отражаются кризисные моменты в стране на детях, нам рассказал психолог психоаналитического направления, специалист по работе с детьми и подростками Международного института глубинной психологии Инна Караванова (www.pa.org.ua).

Любые события, которые происходят в обществе, так или иначе отражаются на семье. Соответственно, то, что происходит в семье, будет иметь какой-то отклик в том, что происходит с ребенком. Важно поддерживать контакт с ребенком в сложные времена и сохранять толерантность.

За или против?

У людей могут быть разные точки зрения по поводу революции в стране. Но какой бы направленности ни была точка зрения взрослых, ребенок в любом случае будет демонстрировать тот взгляд, который поддерживают его родители. И если родители поддерживают Майдан, то и в школе, в разговорах с друзьями, в переписках в соцсетях дети будут выступать за Майдан. Это не значит, что у ребенка такая же осознанная позиция, что и у родителей. У детей еще не сформировано свое мнение, они поддерживают мнение родителей. Лишь в более взрослом подростковом возрасте ребенок может занять противоположную позицию в качестве противостояния или сформировать уже свою собственную. Даже в очень раннем возрасте малыш уже говорит "от имени" своих родителей. Тому есть реальные подтверждения, когда ребенок 4 года, видя по телевизору новости про Майдан, говорит: "Папа мой там". Этому ребенку ничего не объясняли и не внушали, но он находится в семье, где родители вовлечены в процессы, происходящие в стране, говорят об этом, смотрят по телевизору, а ребенок это воспринимает в порядке вещей.

О тревоге нужно говорить

У людей сейчас много тревоги. Какую бы сторону в противостоянии люди ни поддерживали, всем одинаково страшно за свое будущее и будущее страны. Даже если это не обсуждается с детьми, напряжение все равно присутствует, и оно считывается детьми. И даже если ребенка нет в комнате, когда взрослые делятся друг с другом своей тревогой, ребенок будет это чувствовать и тоже тревожиться. И предупредить тревогу можно, лишь разговаривая с ребенком о том, что тревога присутствует, и то, что пугает, действительно может произойти. Это касается любой критической ситуации в семье.

В игре не страшно

Происходящее в стране отражается и в детских играх. Дети могут в игре, например, воевать против "Беркута". То же было и во время Великой Отечественной войны: дети играли в то, что происходит, они играли в войну с немцами. Они просто вносят в свою игру актуальную обстановку. Для ребенка игра — это способ справиться с тревогой. И хорошо, если у ребенка этот способ есть. Гораздо опаснее ситуация, когда дети, чьи родители имеют противоположное мнение, конфликтуют друг с другом. Даже взрослым сложно не дать развиться чувству ненависти и услышать друг друга, если вдруг оказывается, что коллега, друг или родственник на противоположной стороне. Здесь может помочь мысль, что ненависть сиюминутна, но она перечеркивает отношения людей друг с другом, совместный опыт. И никакие политические взгляды не стоят того, чтобы разрушать устоявшиеся отношения. Очень важно в сложившейся обстановке оставаться толерантными и учить этому детей. И эта способность зависит от внутренней культуры каждого человека.

Предостережение педагогам

В школе педагогам также следует быть очень толерантными к тому, что демонстрируют дети. И даже если в открытую учитель не демонстрирует своего отношения к ребенку, родители которого поддерживают отличные политические взгляды, то скрытый процесс все равно чувствуется, это может повлиять на отношение учителя к ребенку. Поэтому учителям также важно быть толерантными к детям, чтобы ребенок, у которого, к примеру, папа работает в "Беркуте", не шел в школу со страхом. В любой ситуации, особенно в такой, в которой оказалась сегодня Украина, важно оставаться человечным и на собственном примере воспитывать эту человечность в детях.

Татьяна Корякина

Следующая публикация