7 мифов о работе

7 мифов о работе

Фото: Credits

Самый эффективный работник – тот, который приходит в офис первым, а уходит последним.

Диагноз "внезапная смерть на рабочем месте", по-японски "кароси", косит ряды маниакальных трудоголиков – японцев. В японской офисной культуре принято приходить на работу раньше положенного времени, а уходы в 18:00 приравниваются чуть ли не к нарушению трудовой дисциплины. Результат: тревожность, переутомление и внеплановый отдых на кладбище. Конечно, это крайний случай, но даже если человек пышет здоровьем и способен сутками сидеть перед монитором, это еще не показатель высокого КПД.

"Сегодня в среде офисных сотрудников стал часто проявляться эффект прокрастинации, – рассказывает Евгений Пестерников, специалист по организационной психологии, вице-президент Киевской Бизнес Школы, – когда текущие дела, требующие концентрации и усилий, откладываются на потом, а день наполняется разными отвлеченными занятиями. К вечеру человек спохватывается – и до 20:00 справляется с половиной плана на день. Со стороны он, конечно, выглядит трудоголиком – последним выключает компьютер, но на деле большая часть рабочего времени тратится впустую".

Вообще-то, у каждого свой ритм работы и своя максимальная скорость ее выполнения. Есть люди, которые лучше справляются с заданиями, когда на горизонте маячит дедлайн. Несколько лет назад международная консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers (PwC) провела любопытное исследование продуктивности людей в разных странах. Самыми эффективными оказались французы, известные своим сибаритством, двухчасовыми обедами и ленью, о которой слагают анекдоты. В чем секрет? Оставляя себе меньше времени на работу, они научились концентрироваться на задании и справляться с ним быстро и результативно. Вывод: главное – не время, а самоорганизация и сознательность. 

Раз в пять лет нужно менять место работы

Алла Коняева, управляющий партнер киевской компании по подбору персонала Ancor SW Executive Search считает, что этот миф выдумали западные кадровики, а наши активно поддержали. Хорошие специалисты всегда в дефиците. После пяти лет работы сотрудник приобретает особенную ценность и начинает приносить компании максимальную отдачу. Подходящий момент, чтобы подбить его покинуть насиженное место и стать товаром для кадровых агентств. Да, рутина убивает профессионализм, а новая среда открывает в нас его новые грани. Но для этого необязательно каждые пять лет увольняться. Можно менять не работу, а подходы к ней, тактику, стратегию, двигаться внутри компании по карьерной лестнице и проявлять себя в новом амплуа. Даже смена офиса привносит в рабочие будни элемент новизны.

Карьеру нужно делать всем

Это заблуждение основано на общепринятой модели успеха, который исчисляется количеством денег на личном счету и статусом занимаемой должности.

Движение вверх по служебной лестнице становится смыслом жизни для личностей с обостренным инстинктом власти. Доминирование, контроль всех и вся – их источник энергии. И ради доступа к нему они готовы шагать по трупам. Но таких людей не так уж и много. Кому-то психологически комфортно в роли ведомых, нежели ведущих. И уровень внутренней тревоги, возникающий при мысли о большой ответственности, не снижает даже перспектива высокой зарплаты. Есть люди, которые отлично реализуют свой потенциал на занимаемой должности и вполне довольны. Стопроцентные антикарьеристы – дауншифтеры, люди, сознательно отказавшиеся от высоких должностей в пользу свободного времени и спокойной жизни. 

Если ты не движешься вверх, значит, падаешь вниз

Кроме векторов "вверх" и "вниз", есть еще направления "вглубь" и "вширь". Существует три формата профессионального продвижения. Вертикальный  когда специалист занимает в своей области более высокие посты. Горизонтальная карьера построена на освоении новой области в своей профессии, повышении квалификации. Есть еще смешанный тип служебного роста, популярный сегодня в крупных корпорациях. Прежде чем повысить сотрудника, ему предлагают поработать в других подразделениях (по горизонтали), лучше изучить контекст, научиться ставить себя на чужое место. По мнению Татьяны Ждановой, специалиста в области персонального и корпоративного брендинга, важен еще личностный рост, без которого невозможно развитие профессионала. Человек овладевает навыком адекватно реагировать на вызовы, взаимодействовать в конфликте, наращивает эмоциональный интеллект. И если у него есть желание повысить свой профессиональный уровень – оно непременно вытолкнет его на новую вершину карьеры. 

Чтобы чего-то достичь, нужно много и трудно работать

Этот миф до сих пор популярен среди старшего поколения. Ведь в недалеком прошлом звания, почести и руководящие посты люди получали практически одновременно с выходом на пенсию. Сегодня жизнь ускорилась, время уплотнилось, изменились сами подходы к работе: заменив "много и трудно" на "умно и с удовольствием", к желаемому результату можно прийти задолго до пенсионного возраста. Однако выполняемая задача не должна быть чрезмерно сложной – так считает Шон Экор, профессор психологии Гарвардского университета, консультант по корпоративным стратегиям. Слишком высокие цели парализуют мыслительные ресурсы мозга, он реагирует на них как на опасность или угрозу. Разбивка грандиозных целей на небольшие и достижимые снимает состояние страха и оцепенения, задачи решаются легко и с радостью. 

Профессия одна на всю жизнь

Далеко не каждому выпускнику средней школы удается попасть в точку с выбором будущей профессии: "хочу" в теории часто не совпадает с "люблю" на практике. Это одна из причин, по которой люди идут в вуз за вторым, третьим образованием. По статистике, минимум 30 тысяч украинцев каждый год получают второй диплом, причем 55% из них кардинально меняют прежнюю специальность. В том, что в будущем эта динамика будет расти, уверены эксперты международной консалтинговой компании McKinsey Global Institute. Ведь наша скоростная жизнь регулярно хоронит и рождает новые профессии. Ну кто мог подумать каких-нибудь 15-20 лет назад, что стенографисток, линотипистов, машинисток печатного набора можно будет увидеть разве что в кино? Без самообразования, способности переучиваться, новых навыков и умений за переменами не поспеть. 

Офис – лучшее место для работы

Если в начале 2020-го этот миф еще присутствовал в корпоративной мифологии, то карантин и массовая удаленная работа нынешней весной окончательно его развенчали. На самом деле лучше работается там, где можно максимально сосредоточиться. И не важно, что это – берег реки, кафе, квартира или офис. Современные средства коммуникации позволяют наладить производственный процесс хоть на дереве в гамаке: сотрудники могут общаться при помощи видеоконференций, проводить на расстоянии презентаций и мозговые штурмы. Популярность удаленной работы – workshifting, и без карантина быстро набирала обороты.

По прогнозам компании IT-Solutions, уже через несколько лет украинский бизнес начнет массово отказываться от офисов – так, как это сегодня происходит на Западе. Американская аналитическая компания IDC подсчитала: количество работодателей, нанимающих удаленных сотрудников, каждый год растет на 15–20%. В Штатах их сегодня примерно 37%. Плюсы workshifting очевидны: компания экономит на аренде офиса и оборудовании, сотрудник – на времени и средствах, потраченных на дорогу. К тому же работники самостоятельно планируют свой день и больше не чувствуют себя офисным планктоном. 

Читайте также: Самый умный: какой интеллект нужен для жизненного успеха

 

Похожие темы:

Следующая публикация