Последние

Больше новостей

Популярные

Больше новостей

Комментируют

Больше новостей
Комплекс стареющего ребенка: что ждет куклу Барби после тридцати

В настоящее время вразрез с феминистическим движением идет тенденция к возвращению истинной женственности, которая заключается в природной женской слабости. В то же время общество потребления, активно поддерживая эту тенденцию, навязывает слабому полу инфантильность вместо женственности. Об опасностях, которые подстерегают женщин при подмене этих понятий, мы поговорили с врачом, кандидатом медицинских наук, психотерапевтом Виктором Гречановским psymasters.com, (050)330-43-77).

У индейцев северной Америки есть высказывание: "Бывают старики, а бывают старые дети". В нашем обществе все больше старых детей, которые неспособны стать взрослыми, соответственно, не способны стать зрелыми стариками, а лишь стареющими детьми. И этот тренд набирает силу.

Стратегия "вечной девочки"

Женская слабость, которая сейчас активно пропагандируется на тренингах по раскрытию женственности, очень часто граничит с беспомощностью. Уже целое поколение женщин воспитано на образе куклы Барби. Согласитесь, трудно представить куклу Барби, которая чинит кран, прочищает канализации, меняет колеса в машине, если случилась необходимость в этом. Она по факту инфантильна, это ребенок, при этом у нее наличествуют атрибуты взрослой успешной женщины, это может быть принц, свой дом, свои утехи. В этом смысле женщина, будучи и биологически, и социально женщиной, психологически может оставаться ребенком. Такие женщины считают, что социализироваться, зарабатывать себе на жизнь, приобретать какие-то профессиональные навыки не нужно, лучше оставаться ребенком или куклой, чтобы мужчина ("папик", олигарх, принц) обеспечивал и решал все их вопросы: образования, проживания, красивого отдыха, выхода в светскую жизнь. В свою очередь, это порождает спрос на некую манипуляцию: очаровать, приворожить, отмести конкуренток. Но страшная тайна подобной тенденции состоит в том, что человек, который хочет манипулировать другим, неизбежно манипулирует в первую очередь самим собой. Об этом говорит увлеченность различными диетами, пластическими операциями, тренировками, ритуалами, мантрами, самовнушениями, - для того чтобы стать такой, какой нужно быть для нужного мужчины. Модно быть Барби — я буду куклой. И в этом смысле женщина может отказываться от своего Я, от способности быть собой. И тогда у нее не будет здоровой женской идентичности, скорее заимствованная и неполноценная. Вот здесь и путаются понятия инфантильности и женственности.

Почему невыгодно быть Барби

К сожалению, на сегодняшний день одной из главных общественных ценностей считается молодость, в то время как старости всякими способами пытаются избежать. Но ведь Барби в летах не существует. Барби в возрасте за 30 лет уже не свежа, ей нужны "консерванты" — ботокс, пластика, силикон. Цветок юности можно засушить, законсервировать, но он не станет плодом зрелости. А стать кем-то другим, не куклой Барби, для такой женщины — это угроза ее существованию. Будет ли она нужна кому-то в другом качестве? Вот слова одной постаревшей Барби: "Если мужчина меня хочет, тогда у меня есть основания жить. Если этого не будет, лучше мне не жить". 

Как нельзя заморозить молодость тела, так и с психикой этого сделать не удастся. Потому что потребности юной Барби одни, а потребности взрослой женщины другие. Рано или поздно женщина, выбравшая стратегию куклы Барби, придет к ее крушению. Неважно, каким способом это произойдет, но в любом случае болезненным для нее. Если вчера еще кто-то воспринимал ее как желанную, то сегодня она перестала ею быть, она скорее посмешище, которое имеет амбиции быть куклой Барби.

Это становится в женских же кругах предметом для издевок, потому что эта женщина уже воспринимается как бабушка. В то же время основное качество зрелой женщины — это способность заботиться, способность к самоотдаче, то, что должно приходить с возрастом. К кукле Барби это не придет никогда. Она была, есть и будет эгоистичным ребенком, которому другие люди обязаны дать защищенность, заботу, внимание, восхищение. И крах возникает тогда, когда женщина понимает: что бы она ни делала, как бы ни консервировала себя в образе куклы, эти потребности остаются нереализованными. Если же ее потребности меняются, ей хочется семейного развития, если она понимает, что ей пора становиться мамой, бабушкой, или ей хочется профессионального признания, тогда она сталкивается с тем же голодом и жаждой. Барби, скорее, будет завидовать, будет ненавидеть тех, кто это все заслужил и заработал. И здесь также возникает разрыв между амбициями, потребностями и возможностями их удовлетворения.

Взрослые дети

Если говорить об инфантильности как тренде, то не лишним будет упомянуть еще одно направление в современной масскультуре — кидалтов (сокращение от англ. kid — ребенок и англ. adult — взрослый). Это люди, которые по возрасту уже не дети, но они продолжают вести себя по-детски: играют в детские игры, поддерживают детские представления о жизни. Им так же, как и детям, нужны взрослые, "родители", потому что сами они не способны справляться со своими проблемами. Кидалт пытается найти этих взрослых в каких-то организациях, на работе, "приклеиться" к чему-то или кому-то более значимому, чтобы ему сказали, куда идти и что делать. Общество потребления чутко реагирует на подобную тенденцию, целая индустрия начинает работать на потребности кидалтов: для них выпускаются различные товары и услуги. И вполне логично, что общество потребления может быть заинтересовано в том, чтобы люди оставались в инфантильном состоянии, ведь если основной девиз общества — это потреблять, то в этом смысле детьми проще манипулировать. Они неразборчивы в своих потребностях: могут есть много вредного, бесконтрольно употреблять сигареты, алкоголь, наркотики. Вдумчивый, критичный потребитель невыгоден для производителя. Сегодняшний парадокс заключается в том, что человеку, который живет в переизбытке, все равно этого становится мало, он начинает хотеть еще более изощренного и дорогого. И тогда неизбежно возникает вопрос: кто за это все будет платить?

Возвращаясь к женской идентичности, образ Барби — это не что иное, как детская фантазия про счастье. Только стратегия оставаться в инфантильном образе может быть выгодна лишь очень короткий промежуток времени, в более длительной перспективе она приведет к личностному краху. И хорошо, если, вырастая, ребенок оставит свои куклы на полках или подарит своим младшим братьям и сестрам или своим детям. Но играть с этими куклами всю жизнь и самим становиться куклой — это не может являться путем здорового развития человека.

Татьяна Корякина

Оставьте свой комментарий

Выбор редакции