Конфликт поколений: чем отличаются бэби-бумеры от генераций X, Y, Z

Последние

Больше новостей

Популярные

Больше новостей

Комментируют

Больше новостей

Такое впечатление, что самая большая проблема пользователей соцсетей в возрасте 30+ – как поставить на место молодых коллег (20+). О "миллениалах" (они же поколение Y) сегодня вообще много говорят и пишут. Диапазон оценок: от "самоуверенные болваны" до "гении, каких свет не видывал". Кто же они на самом деле? 

Племя младое 

Пристальным изучением двадцатилетних сегодня заняты сотрудники HR-служб. Не так давно люди поколения Y (1985-2000 г. р.) получили первые дипломы и влились свежей кровью на рынок труда. И почти сразу же НR-отделам пришлось разруливать многочисленные конфликты между новичками и старожилами – представителями поколений Х (1963-1984) и бэби-бумерами (1943-1963). "Игреки" не желают идти проторенной дорогой, корпеть, пыхтеть и соблюдать офисные ритуалы. Хотят все и сразу, что, естественно, раздражает старших коллег. Чтобы лучше разбираться в сотрудниках новой волны, исследовательский центр рекрутингового портала Superjob провел опрос среди 300 менеджеров-кадровиков крупных компаний. Им задали один безобидный вопрос: какие черты молодых сотрудников (до 25 лет) вы считаете ключевыми?

Максимальное единодушие вызвали пункты "карьеризм" и "амбициозность" ("опыта и знаний маловато, но рвутся в начальники"). Правда, второй строкой кадровики похвалили незамыленный взгляд и энергичность поколения Y ("молодцы, всегда что-то новое придумывают"). В характеристиках игреков "эйчары" часто упоминали лень, самоуверенность, эгоизм, креативность, мобильность, гибкость, адаптивность, легкомыслие и непостоянство, желание мало работать и много зарабатывать, неграмотную речь и письмо, болтливость, оптимизм и впечатлительность. Почти половина участников опроса отметили пофигизм в отношении корпоративной этики, дресс-кода, рабочего графика и субординации ("регулярно опаздывают и пишут письма напрямую гендиректору"). Словом, если суммировать портрет молодого сотрудника, выходит на редкость амбициозный и свободолюбивый раздолбай, который превращается в суперкреативного асса, если то, что он делает, ему нравится. 

Оптимизм и самоуверенность 

По оценкам экспертов, люди в возрасте 20+ в три раза чаще страдают нарциссическим расстройством личности, чем те, кому сегодня 50 +. Завышенная самооценка и неоправданно высокие ожидания – визитка миллениалов. Они считают, что априори имеют право на определенный уровень уважения и наград, хотя на самом деле этого уровня еще не достигли. Что поделаешь, "игреки" родились и живут в период роста состоятельности многих семей. Отсюда оптимизм и чрезмерная, на взгляд тех, кто постарше, уверенность в себе – причина конфликтов с представителями других поколений. 

"Увидел – расскажи об этом в Твиттере, опубликуй в Сети фотографию – в общем, сделай что угодно – только поделись со всеми информацией" – это интернациональный принцип общения миллениалов. "Собственный опыт – ценность предыдущих поколений – для них уже не столь важен, – говорит Оксана Марусич, коуч, автор семинаров "Теория поколений: кто мы такие и куда идем", – чтобы принять решение, "игрек" заходит в интернет, анализирует информацию по теме и выбирает оптимальный вариант. Для него сверхценно время и скорость коммуникаций".

Конфликт поколений

И две тысячи лет назад, и сегодня людям всегда кажется, что они мудрее и талантливее тех, кто идет за нами. Почему? На этот вопрос в 1991-м в своей работе "Теория поколений" попытались ответить два американца: экономист и демограф Нейл Хоув и драматург и историк Вильям Штраус. Они сделали вывод: конфликт поколений, чередующихся примерно каждые 20 лет, существовал всегда. И дело не в разнице в возрасте. Главная причина непонимания и разногласий – отличия в отношении к ценностям: семье, карьере, успеху, материальному благополучию, свободе. Они закладываются в промежутке 7-14 лет посланиями родителей, школой, политической и экономической ситуацией в стране, значимыми событиями (полет в космос, перестройка, теракт 11 сентября). Мы просто разные, поэтому бесполезно ссориться и критиковать друг друга. Важно понять и принять ценности других поколений. 

Бэби-бумеры (19431964)

События, сформировавшие ценности: советская оттепель, покорение космоса, СССР – мировая супердержава, "холодная война", создание противозачаточных таблеток, единые стандарты обучения в школах, гарантированное медобслуживание.

Ценности: оптимизм, заинтересованность в вознаграждении, личностном и командном росте, коллективизм и командный дух, культ молодости.

Бумеры самые: деятельные и работающие физически; рациональные и экономные, скептически относящиеся к банковским кредитам; семейные: по статистике, у этого поколения минимальное количество разводов – семья как ценность – на первом месте, и неважно, счастливы ли они в этом браке. 

Поколение Х (1963–1984)

События, сформировавшие ценности: железный занавес, перестройка, СПИД, наркотики, война в Афганистане.

Ценности: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться всю свою жизнь, неформальность взглядов, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов.      

Иксы самые: гибкие, читающие и готовые к обучению, самоироничные (постоянно подшучивают над собой), самокопающиеся (рекордное количество иксов раскапывает себя на приемах у психоаналитиков), целеустремленные: ради достижения цели готовы пыхтеть, грызть землю, работать бесплатно.

Генерация Y (19842000)

События, сформировавшие ценности: распад СССР, теракты и военные конфликты, развитие цифровых технологий, смартфоны и интернет, эпоха брендов.

Ценности: продолжают формироваться, но в систему ценностей уже включены – ответственность, наивность, стремление к немедленному вознаграждению. 

Игреки самые: развлекающиеся (рекордсмены по количеству праздников в ресторанах и ночных клубах), оптимистичные, доверчивые, эмоциональные, заинтересованные в спасении мира, поскольку постоянно слышат о терактах, изменении климата и экологических катастрофах. Стремящиеся к разнообразному опыту: вместо того чтобы карабкаться вверх по однажды выбранной вертикальной лестнице, стараются получить широкий, "горизонтальный" опыт в нескольких сферах. 

То ли еще будет: поколение Z (2001 …)

Работая над "Теорией поколений", Нейл и Штраус обнаружили интересную закономерность: каждые 80 лет ценности поколений совпадают. Для предшественников бумеров – молчаливого поколения (1922 – 1942) свойственны преданность, соблюдение правил, уважение к должности, статусу, порядку, жертвенность, подчинение, терпение, экономность, понятие чести, причастность к большим группам (религиозность, партийность). Не исключено, что эти качества самым неожиданным образом проявятся в людях генерации Z. Самым старшим из них сегодня 18, но они очень быстро взрослеют, не представляют свою жизнь без гаджетов, занимаются самообразованием, экономны ("перезвони мне", "положи на счет"), активны и жестко требуют соблюдения правил ("давай договоримся", "так нечестно, неправильно"). Зеты – революционеры, они будут создавать новые взгляды, принципы, стандарты. Исследователи предполагают, в 20-е годы XIX века наше общество кардинально изменится – именно на эти годы придется пик активности Зетов.

Ольга Летова 

Оставьте свой комментарий

Выбор редакции