Коварные оливки и опасные круассаны: этикет на деловом обеде

Последние

Больше новостей

Популярные

Больше новостей

Комментируют

Больше новостей

Поговорить о делах, приговорив при этом суп с морепродуктами и теплый салат с телятиной – идея отличная. Совместная трапеза сближает, недаром ритуал коллективного поглощения чего-либо – пищи, вина, ароматного дыма из трубки мира – практикуется со времен индейцев майя. Однако успех переговоров, собеседования и деловой имидж участников бизнес-ланча во многом зависят от их подкованности в гастрономическом этикете.  

Коварные оливки

Кто знает, возможно, контракт между крупным заказчиком и представителями фармацевтической компании N был бы подписан, если бы один из представителей фармбизнеса знал о том, что крупные оливки можно есть руками. Но на деловом ужине он настойчиво пытался наколоть вилкой скользкую оливку. Под нажимом оливка вылетела из тарелки и плюхнулась в тарелку с супом потенциального заказчика, попутно забрызгав его рубашку. Будь у заказчика все в порядке с чувством юмора, наверное, он посмеялся бы, да и только, но этот оказался суеверным, решил, что прокол с оливкой – знак ненадежности партнеров и через день отписался, что от контракта отказывается. Разумеется, официальная причина отказа была другой, но сарафанное радио донесло: конфуз за столом повлиял на отрицательный итог. Эту поучительную историю о влиянии этикета на результат переговоров мне рассказал эксперт по гастрономическому этикету Наталья Гавриш. Она убеждена: по стилю поведения человека за столом можно получить представление о его деловых и личных качествах. 

Билл Гейтс, кстати, окончательное решение о приеме на работу высокооплачиваемого сотрудника принимает именно в ресторане. Заранее договаривается с поваром, чтобы тот готовил неправильные блюда: недосоленные, без традиционных ингредиентов – и смотрит на реакцию соискателя. Если у того хватает такта не придираться к угощениям – берет на работу, если потенциальный сотрудник капризничает, значит, на этом ставится точка. "Недовольное бурчание гостя по поводу меню или обслуживающего персонала – предостережение пригласившему: точно так же занудствовать и крутить носом этот человек будет и в деловых отношениях", – утверждает Наталья Гавриш. И это только один из штрихов диагностики по гастрономическому этикету.

Осторожно: круассан!

Место встречи стоит промониторить заранее. Для приглашающей стороны – это святая обязанность: в зале не должно быть громкой музыки и шумной публики. Но главное – меню! Лучше всего подобрать стандартный набор блюд: чем меньше застольной экзотики попадет в заказ, тем ниже вероятность конфузов гостей. Не все ведь доки по части обращения с мидиями и артишоками! 

Репетиция обеда. Кстати, гостям бизнес-ланча тоже стоит заранее изучить меню заведения на сайте ресторана, и, если в нем полно лобстеров, омаров и других сложных блюд – порепетировать, как с ними управляться. Наталья Гавриш до сих пор с ужасом вспоминает одного нашего бизнесмена, который на деловом ужине умудрился есть красную икру вилкой (для этого продукта есть маленькая ложечка), закусочный коктейль уплетал прямо из креманки (а не выкладывал к себе на тарелку), вареники ковырял вилкой (для них предназначена десертная ложка), цыпленка табака разрывал руками, а не разрезал ножом и вилкой. В довершение всего он извлек из чашки лимон и бессовестно его съел – это было верхом невежества! Так что, если вы не профессионал в гастрономическом этикете, изучите меню на сайте ресторана и ознакомьтесь с правилами еды незнакомых блюд. 

"Налейте воды"! – дилемму, где тут бокал для воды, а где – для вина, можно решить, обратившись к официанту. Вообще, в любой непонятной ситуации не зазорно просить о помощи у обслуживающего персонала или подсмотреть, как с задачей справляются другие. 

Гордая посадка. Прямая спина и взгляд в глаза собеседнику – лучшие маркеры открытости и уверенности в себе. Чтобы не сутулиться, достаточно сесть на край стула. 

"Мне больше не наливать!" Алкоголь на деловых встречах пьется небольшими глотками в небольших количествах: не больше бокала-двух. Иначе рискуем быстро захмелеть, тем более что задача сомелье – подливать спиртное в опустевшие бокалы. В выборе алкоголя ориентируемся на хозяина встречи: если он не заказывает крепких напитков, поступаем аналогично. 

Вежливая синхронность. Не очень-то приятно, когда все едят, а ты сидишь в ожидании сложного в приготовлении блюда, или из ложной скромности заказала один кофе. Как правило, первым заказ делает приглашающая сторона. На инициатора встречи в количестве блюд и их ценовой категории и ориентируются все остальные. Если тот сразу начинает со вторых горячих блюд, не особо вежливо требовать салат из морепродуктов и черепаховый суп. 

"Официант, счет!" Есть компании, такие как "Дженерал Моторс", сотрудникам которых строго-настрого запрещено принимать угощения от клиентов или поставщиков. На любых встречах с партнерами в кафе и ресторанах они обязаны платить сами за себя, иначе светит увольнение – это условие прописано в контракте. Но в остальных случаях в вопросах оплаты работает неписаное правило – платит тот, кто инициирует встречу. Лучше всего сделать этот момент незаметным для приглашенной стороны и оплатить завтрак/обед/ужин накануне встречи. Но если счет принесли в финале, хозяин вечера точно не должен делать круглые глаза и полчаса перепроверять цифры на калькуляторе. Напротив, невозмутимо расплатиться, даже если его что-то смущает, и уже, когда все разойдутся, выяснить у персонала спорный момент. 

Удар по имиджу

Проклятые пробки. Опоздания на деловые встречи еще никому не добавляли авторитета. 

"Все такое вкусное!" Голодный партнер, набросившийся на еду, вряд ли произведет достойное впечатление. Так что перед званым обедом следует основательно закусить. Правда, от предложения попробовать национальное блюдо лучше не отказываться: каким бы странным оно ни казалось. О своих вегетарианских взглядах или аллергических реакциях следует предупреждать заранее.

Смартфонный этикет. От мобильного телефона на встречах вы никуда не денетесь, да и не нужно никуда деваться. Позаботьтесь о карманах, поближе к тому месту, где вы лучше всего будете чувствовать, если ваш телефон завибрирует. Режим вибрации будет самым профессиональным выбором. Проверить телефон, если он завибрировал, можно, дождавшись конца разговора. Недопустимо в средине беседы отключиться и уткнуться в экран. Это то же самое, если начать зевать в лицо собеседнику или спросить: "Ну и когда вы уже закончите?"

Губки алые, полет зубочистки и вежливые остатки. Подкрашивать губы и припудривать нос за столом – верх вульгарности. Для этих манипуляций есть дамская комната. Не слишком эстетично в финале ланча ковыряться в зубах зубочисткой. Эти телодвижения оправданы только в одном случае: если вот прямо сейчас вам нужно произнести речь, а между зубов застряла зелень. В такой ситуации можно прикрыть рот рукой и пройтись по зубам. И вот еще – некоторые до сих пор считают, что доедать до конца содержимое тарелки неприлично, на дне из вежливости непременно нужно что-то оставить. Нет такого правила. Другое дело – неприлично забирать последний кусок из общей тарелки, особенно если в комнате внезапно погас свет. 

Ольга Летова

Оставьте свой комментарий

Выбор редакции