Зачем нужно высшее образование и можно ли учиться всю жизнь

Зачем нужно высшее образование и можно ли учиться всю жизнь

Credits

В последнее время многие задумываются, ту ли они профессию выбрали и что мешает им заняться чем-то другим. 

Психотерапевт, кандидат психологических наук Надежда Терещенко, рассказывает, так ли необходимо высшее образование, почему не надо бояться все изменить и чему студенты действительно учатся на лекциях. 

Сейчас наша жизнь, спасибо медицине, будущему чипированию и всему остальному, становится длинной – гораздо более продолжительной, чем это было раньше. И очень трудно удержаться в рамках одной профессии, когда ты ее выбрал в 17 лет. Футурологи говорят о том, что скоро будет очень востребовано высшее образование второй половины жизни. 

К примеру, человек отработал в какой-то профессии, потом понял, что это не то, что ему надо. И он получает новое высшее образование и идет уже работать по новой специальности. Более того, сейчас очень активно продвигается концепция life learning education. В течение жизни идет обучение, не заканчиваясь по окончании вуза. Это и курсы, и мастер-классы, и специализации, которые человек может получать в течение всей своей жизни.

Не стоит делать фетиша из высшего образования. Обратите внимание, сколько у нас мастеров маникюра, визажистов, специалистов по колористике, диетологии или фитнесу, которые имеют высшее экономическое образование? Конечно, само по себе высшее образование никому не мешает, это расширяет кругозор и так далее. Но это реально 4-6 лет, которые человек посвятил вроде бы как образованию, но совсем не тому, которое было бы ему интересно или полезно в жизни. 

Ведь самое лучшее, что вспоминают люди из своей студенческой жизни, – это как они классно сидели вместе на парах, как их прогуливали, как отметили сессию, какой там был стресс от экзаменов. Что вынесено из такого обучения? Вынесено не знание, а вынесен круг общения, кругозор, какие-то необходимые эмоции. Но не знания или навыки в экономической теории, которые не нужны для прекрасного мастера маникюра – в этом отношении учеба была потраченным зря временем. 

Во многих странах сегодня молодежь осознанно отказывается получать высшее образование – потому что непонятно, для чего оно нужно? Особенно сейчас, когда такое растянутое детство, которое длится, пока родители кормят. Придумать себе профессию в 16-17 лет – это достаточно серьезный вызов, с которым не все могут справиться. Люди ищут понимания, чем они хотят заниматься и в 40, и в 50 лет, откладывая высшее образование или отказываясь от него вообще. Все больше людей начинают где-то искать варианты заработка, чтобы узнать жизнь, повидать мир. 

Есть студенты, которые с 4-го курса идут в магистратуру, а есть люди, которые приходят после того, как они когда-то получили степень бакалавра, а во взрослом возрасте приходят получить степень магистра. И у них это очень сильно отличается по мотивации, по интересу, по вопросам, которые они задают, по жажде знаний. И зачастую молодые ребята после 4-го курса значительно проигрывают интересу, который демонстрируют взрослые люди, осознанно выбирающие эту профессию – которые слушают лекции не для того, чтобы сдать экзамен, а для того, чтобы получить ответы на свои вопросы. 

Познавательный интерес – это лучшая мотивация для обучения. Здорово, если его удается сохранить в течение школьного и университетского образования. Но самое прекрасное, если этот интерес не угасает всю жизнь. К тому же эпигенетики говорят, что люди, которые не перестают удивляться и быть любопытным в пожилом возрасте, живут дольше, чем те, кто утратил эти чувства.

Читайте также:  Как отвечать на личные вопросы на собеседовании

Следующая публикация