Последние

Больше новостей

Популярные

Больше новостей

Комментируют

Больше новостей

Денис Матвиенко — самый титулованный украинский артист балета: он — единственный в мире обладатель Гран-при международных конкурсов артистов балета и призов Вацлава Нижинского и "Душа танца" в номинации "Звезда". Ему аплодировали и аплодируют  крупнейшие театры мира — Национальная опера в Киеве и Большой театр в Москве, Мариинка в Санкт-Петербурге и Grand Opera в Париже, La Scala в Милане и New National Theatrе в Токио.  Но сегодня самый обсуждаемый проект Матвиенко — балет The Great Gatsby, который киевские зрители смогут снова увидеть 16 и 17 февраля. О нем, балетных нравах и традициях, скандале в Национальной опере, секрете балетных женщин и семье — наш разговор.

Денис Матвиенко_3
Фото: Игоря Чурсина, предоставлено пресс-службой Дениса Матвиенко

Денис, о жестких балетных нравах ходят легенды — у всех еще свежо в памяти нападение на худрука балетной труппы Большого театра Сергея Филина, которого облили кислотой, а Анастасия Волочкова в интервью рассказывает, что ей в грим и пуанты насыпали толченое стекло и срезали стразы и перья с костюма Одетты-Одилии, когда она танцевала "Лебединое озеро". С вами что-нибудь подобное случалось?

К счастью, нет — стекло в бандаж (часть костюма артиста балета, предназначенная для самой нежной части тела — авт.) мне никто не сыпал. Но моральные страдания, которые мы испытываем, иногда могут быть гораздо сильнее и больнее, чем физические мучения.

Денис Матвиенко_5
Фото:предоставлено пресс-службой Дениса Матвиенко

Вы имеете в виду историю о том, как вас ушли из Национальной оперы Украины?

Ну, наверное, это одна из показательных историй.

Денис Матвиенко_2
Фото: Игоря Чурсина, предоставлено пресс-службой Дениса Матвиенко

В чем вы видели свою роль как руководителя балетной труппы первого театра страны?

В создании современных постановок и обновлении классики. Для меня было важно максимально расширить аудиторию и показать, что балет — это не нафталин, что он может быть современным и интересным. Всего за полтора года моей работы мы успели  поставить балеты Radio and Juliet,  Quatro, "Шопениана", "Видение розы", "Баядерка", устроили бенефис Елены Филипьевой, на сцене театра выступали "Короли танца", Complexions, Нина Ананиашвили.  Radio and Juliet стал первым репертуарным спектаклем в стиле  contemporary в истории театра. Опасаясь, что наши зрители не смогут оценить и принять такую хореографию, мы с моим продюсером и сестрой Аленой Матвиенко поставили на один вечер два одноактных балета: первый — классический "Класс-концерт", а второй — Radio and Juliet. Но все наши страхи оказались напрасными — в финале второго действия зрители встали и начали аплодировать, это была наша победа.

К сожалению, руководству Национальной оперы — да и руководству страны в целом — все это оказалось ненужным, и меня сняли с должности. Произошло это, когда я с проектом "Короли танца" был на гастролях в Лондоне — на сайте театра, где еще вчера было написано "художественный руководитель балетной труппы", утром значилось "солист балета". Когда в ситуацию вмешались журналисты, им ответили, что я... никогда не был худруком.

Как отреагировали на случившееся ваши коллеги по театру?

Это вы к вопросу о предательстве? Одни сделали вид, что ничего не произошло, другие, напоминая бегущих с корабля крыс, поспешили откреститься от отношений со мной. К счастью, были и те, кто нашли в себе силы и мужество если не поддержать меня, то хотя бы не отвернуться, за что я им благодарен.

Денис Матвиенко_2
Фото:предоставлено пресс-службой Дениса Матвиенко

В феврале в Киеве снова можно будет увидеть ваш проект — балет The Great Gatsby по одноименному роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Почему вы выбрали для либретто именно это произведение?

Потому что его тема — любовь и предательство — близка и понятна всем. Описанная в нем яркая и интересная история не привязана к 20-м годам прошлого века, она может происходить — и происходит — в любое время, пока люди встречаются, любят друг друга и расстаются.

Музыку к  The Great Gatsby писал Константин Меладзе. Вам долго пришлось его уговаривать?

Константин действительно не сразу согласился принять участие в проекте, потому что раньше он не работал в таком масштабном жанре. Но мне очень хотелось, чтобы это сделал именно он — один из самых лучших современных мелодистов, поэтому мы начали его убеждать. Не напором, а приобщением к общему делу, и в результате смогли влюбить его в нашу идею. Но Константин не сам писал музыку. Часть музыки ко второму акту написал не менее потрясающий композитор и аранжировщик — Юрий Шепета. Они с Константином прекрасно дополнили друг друга, поэтому музыка получилась разной по настроению и стилю, но очень органичной.

Денис Матвиенко_6
Фото:предоставлено пресс-службой Дениса Матвиенко

Вашим проектом был и модный показ с участием артистов балета на Украинской неделе моды. Как появилась на свет такая интересная идея?

Сейчас я уже и не вспомню, кому и как она пришла в голову. (улыбается). Это был очень интересный опыт — наше выступление произвело огромное впечатление на зрителей. Что до организации, то никаких особых усилий тут не потребовалось: в ту пору я руководил балетной труппой НОУ, и все артисты, на время ставшие моделями, были оттуда, поэтому их не нужно было долго искать и отбирать. Солист Национальной оперы Виктор Ищук блестяще справился с постановкой хореографии, а артисты легко воплотили в жизнь все его идеи и задумки.

Для меня важно, не как, а для чего появилась эта идея. Я всегда стремился — да и сейчас стремлюсь — привлекать к балету как можно больший интерес, а подобные акции как нельзя лучше в этом помогают. С такой же целью мы делали и фотопроект "Десять восходящих звезд современного балета". Да и все наши проекты направлены на то, чтобы балет получил в Украине новую жизнь. 

Денис Матвиенко_5
Фото:предоставлено пресс-службой Дениса Матвиенко

Вам посчастливилось работать со знаменитой балериной Натальей Макаровой — какое впечатление она на вас произвела?

Наташа — целый космос, непостижимый, а потому прекрасный. Вы не представляете, как приятно, что я могу называть ее другом. В своей жизни она добилась всего, что только можно себе представит, и даже больше. Талантом Макаровой восхищались президенты и шейхи, а Жаклин Кеннеди стала крестной ее сына. И вот при всей своей легендарности она смогла остаться просто Наташей, которая увлечена своим делом — без малейших проявлений звездной болезни.

Денис Матвиенко_3
Фото:предоставлено пресс-службой Дениса Матвиенко

Балерин вообще принято считать небожительницами. Они чем-то отличаются от обычных женщин?

Ну, разве что большим, чем у других, терпением и силой воли. В остальном же балетные женщины — впрочем, как и мужчины — такие же земные, как и все прочие.

Денис Матвиенко_7
Фото:предоставлено пресс-службой Дениса Матвиенко

Тем не менее в жены вы все-таки выбрали балерину — Анастасию Матвиенко. Значит, что-то особенное в них все-таки есть?

Балетные женятся на балетных только потому, что они слишком сильно заняты. Если ты целый день тренируешься, репетируешь, а вечером еще и танцуешь в спектакле, то куда ты пойдешь знакомиться? Вот и получается, что большая часть браков — внутрибалетная.

Мы с Настей встретились на Конкурсе артистов балета имени Сержа Лифаря, где я не должен был выступать — просто приехал посмотреть. Стоя за кулисами, я увидел танцующую на сцене девушку — красивую, яркую и очень талантливую — это было видно сразу. Мы познакомились, я пытался ухаживать за Настей, но поначалу особого успеха не имел. Она даже на предложение руки и сердца, которое я сделал, подложив в карман ее куртки кольцо с бриллиантом, ответила не сразу. Но, к счастью, мы вместе уже одиннадцать лет, у нас растет замечательная дочь Лиза, которую я считаю главной победой в своей жизни.

Ваша жена решилась рожать, не опасаясь за свою балетную карьеру?

Сегодня балеринам не надо жертвовать ни карьерой ради личной жизни, ни личной жизнью ради карьеры. Одновременно с Настей — плюс-минус пару месяцев — родили детей еще несколько балерин Мариинского театра. Моя жена очень быстро восстановилась и уже через четыре месяца после родов снова начала танцевать.

Денис Матвиенко_4
Фото:предоставлено пресс-службой Дениса Матвиенко

Рассказы о том, что артисты балета всю жизнь должны сидеть на диете, тоже легенда?

Конечно! Точнее, те, кто склонен к полноте, вынуждены следить за питанием и ограничивать себя в калорийных продуктах, но это касается далеко не всех. Что до меня, то я никаких диет не соблюдаю, правда, пищу предпочитаю энергетическую — на голодный желудок танцевать трудно. Но я так много работаю на сцене и в зале, калории уходят безвозвратно.

Недавно вы перенесли серьезную травму. Что с вами случилось?

От большой нагрузки и нехватки кальция в костях произошел искусственный перелом в опорной ноге, и в апреле прошлого года в одной из клиник Германии мне сделали операцию. Врачи даже опасались, что я не смогу дальше танцевать, и, чтобы вернуть мне возможность активно двигаться, посоветовали укрепить ногу титановым штифтом, что я и сделал. Уже через полгода я благополучно вернулся на сцену.

Денис Матвиенко_5
Фото: Игоря Чурсина, предоставлено пресс-службой Дениса Матвиенко

Вы верите в судьбу?

Я верю в то, что свою судьбу человек вершит сам.

Людмила Грабенко

Оставьте свой комментарий

Выбор редакции