10 самых громких похищений произведений искусства
Те, кто думает, что произведения искусства из музеев и картинных галерей крадут только в таких художественных фильмах, как "Старики-разбойники" и "Как украсть миллион", глубоко заблуждаются – произведения искусства воруют регулярно и с упорством, достойным лучшего применения. И это несмотря на то, что большую часть из них не удается реализовать, а потому приходится возвращать, не получив за хлопоты ни копейки. Вспомним самые громкие похищения произведений искусства.
Иван Айвазовский "Кораблекрушение"
"Кораблекрушение". Кража, которой не было
10 июня появилось сообщение о том, что на торгах аукционного дома Christie's была продана картина Ивана Айвазовского "Кораблекрушение", хранившаяся до этого в галерее художника в Феодосии. Торги якобы проходили 6 июня, а за полотно удалось выручить 228,2 тысячи долларов.
По мнению директора Киевского национального музея русского искусства Юрия Вакуленко, подобное вряд ли возможно. Такие аукционные дома, как Christie's, очень дорожат своей репутацией, поэтому тщательно проверяют историю произведений искусства, которые выставляют на продажу, равно как их подлинность, и никогда не взяли бы краденую – а речь в данном случае идет именно о таком статусе – картину. Опроверг эту информацию и директор Феодосийской картинной галереи Татьяна Гайдук. Она не исключает возможности продажи на Christie's какого-то полотна Айвазовского из частной коллекции. Иван Константинович является одним из самых плодовитых художников – всего известно около 4 тысяч его работ, а поскольку ничего, кроме моря, штормов, бурь и кораблекрушений, на них нет, вполне возможно, что там есть и полотно с таким названием, которое и было продано.
Леонардо да Винчи "Джоконда"
"Джоконда". Патриотическая кража
Кражу самой знаменитой картины Леонардо да Винчи "Мона Лиза" – она же "Джоконда", произошедшую в 1911 году, можно назвать патриотической. Ее совершил работник Лувра Винченцо Перуджа, будучи по национальности итальянцем, он хотел вернуть картину на родину, поскольку, на его взгляд, французы ее "присвоили". О том, что да Винчи сам привез свое полотно во Францию, похититель то ли не знал, то ли не принимал данный факт во внимание. Несмотря на беспрецедентные меры, предпринятые полицией – увольнение дирекции Лувра, закрытые границы и аресты подозреваемых, среди которых был даже знаменитый поэт Гийом Аполлинер – "Мона Лиза" как в воду канула. Два года о ней ничего не было слышно, пока Перуджа не решил продать свою добычу в галерею Уффици. Итальянская Фемида проявила к нему снисхождение – судьи учли его патриотические мотивы и дали ему небольшой срок.
"Портрет Якоба де Гейна III". Курьезные похищения
Рембрандт "Портрет Якоба де Гейна III"
С картиной Рембрандта "Портрет Якоба де Гейна III" связаны самые курьезные кражи. Всему виной миниатюрные размеры полотна – кажется, что она создана для воровства. "Портрет..." занесен в Книгу рекордов Гиннесcа как самая похищаемая картина – ее крали четыре раза, причем в оригинальности мышления ворам не откажешь – так, в 1986 году вор, разбив стеклянную крышу музея, спустился по канату и, прихватив "Портрет...", тем же путем убрался восвояси. А уж где картину только ни находили – и на кладбище, и на багажнике велосипеда, и в такси, и в камере хранения. Интересно, что ни разу за кражу "Портрета Якоба де Гейна III" никого не только не осудили, но и не арестовали – его всегда возвращали на условиях анонимности.
Караваджо "Рождество со святыми Франциском и Лоренцо"
"Рождество со святыми Франциском и Лоренцо". Кощунственное похищение
Похищение картины Караваджо "Рождество со святыми Франциском и Лоренцо", произошедшее в 1969 году, можно назвать кощунственным – она была украдена из церкви Святого Лоренцо в Палермо, где ее варварски вырвали из находящейся в алтаре рамы. Нашли "Рождество..." спустя тридцать три года в коллекции сицилийского мафиози Джерландо Альберти – его выдал один из членов "семьи".
Музей Мармоттан в Париже
Клод Моне "Впечатление. Восход солнца"
Кража из парижского музея Мармоттан – одна из самых дерзких в истории: в 1985 году девять грабителей, вооруженных пистолетами, днем ворвались в него, заставили охрану и экскурсантов лечь на пол и сняли со стен девять картин, среди которых было и полотно Клода Моне "Впечатление. Восход солнца" – на нем изображен порт города Гавр, и считается, что именно эта картина дала название импрессионизму как направлению в живописи. Полиция провела расследование и выяснила, что картины похитили по приказу одного из главарей итальянской мафии – впоследствии их намеревались продать. Но, поскольку ограбление было очень громким, никто не решился приобрести картины с такой скандальной репутацией – похитители решили от них избавиться: бесценные полотна в 1990 году нашли в заброшенном доме на Корсике и вернули в музей.
Музей Ван Гога. Массовое похищение
Ван Гог "Вороны над хлебным полем"
Похищение картин из амстердамского музея Ван Гога по праву считается самым массовым – в 1991 году воры вынесли из него сразу двадцать картин общей стоимостью двести (!) миллионов долларов. Воры воспользовались халатным отношением администрации музея, который почти не охранялся. Полиции стало известно, что они не только спокойно вошли ночью в помещение, но и провели в нем почти час, спокойно отбирая нужные картины, а потом еще и уехали оттуда на машине музейной охраны. К счастью, картины вскоре были найдены, но, видимо, они хранились в ужасающих условиях, вследствие чего три шедевра – в том числе "Вороны над хлебным полем" – оказались поврежденными.
"Крик". Похищение за 50 секунд
"Крик" Эдварда Мунка
Воровать "Крик" Эдварда Мунка – себе дороже, у этой картины плохая репутация – считается, что она приносит несчастье своим хозяевам. Но, видимо, не все похитители об этом знают, иначе обходили бы музей – Национальную галерею в Осло, в котором она находится – десятой дорогой. Тем не менее "Крик" похитили 27 февраля 1997 года – в день закрытия Олимпийских игр в Норвегии.
На похищение полотна стоимостью 75 миллионов долларов у преступника ушло всего пятьдесят (!) секунд: за это время он успел проникнуть в музей через разбитое окно, снять картину со стены и покинуть здание, оставив записку с благодарностью за то, что музей так плохо охраняется. Сработавшую сигнализацию он умело отключил, а охранники, которые смотрели церемонию закрытия Олимпиады, то ли не услышали ее, то ли не обратили на произошедшее внимание. Преступники предлагали вернуть "Крик" за выкуп в 1 миллион долларов, но торговаться с ними не стали и вскоре арестовали. По иронии судьбы один из членов банды оказался профессиональным спортсменом.
"Сальера". Бессмысленное похищение
"Сальера" – солонка – работы Бенвенуто Челлини
"Сальера" – солонка – работы Бенвенуто Челлини, датируемая 1543 годом, была похищена из Музея истории искусств в Вене 11 мая 2003 года. Преступники воспользовались тем, что музей находился на ремонте – они проникли в здание по строительным лесам. "Сальера" считается бесценной, поскольку это единственная работа Челлини, авторство которой не вызывает у специалистов никаких сомнений. Тем не менее правительство Австрии предложило за нее выкуп всего лишь в 70 тысяч евро, хотя реальная стоимость солонки – минимум 50 миллионов. Дело в том, что произведение искусства такого уровня практически невозможно продать, поэтому ее похищение было бессмысленным. Неудивительно, что спустя два года "Сальера" была обнаружена в лесу у города Цветль – воры положили ее в свинцовую коробку и закопали.
"Олимпия". Похищение среди бела дня
Рене Магритт "Олимпия"
Похищение картины Рене Магритта "Олимпия" из Дома-музея художника в Брюсселе произошло 24 сентября 2009 года. Преступники вошли в музей среди бела дня, когда там было много посетителей, и, угрожая оружием, заставили всех лечь на пол, после чего быстро сняли "Олимпию" со стены и спокойно вышли на улицу. Пока все – в том числе и охрана – приходили в себя, их уже и след простыл. Однако выгодно продать добычу им не удалось – полотно оказалось слишком известным, никто из торговцев черного рынка не захотел с ним связываться. Через три года "Олимпию" вернули в музей, использовав в качестве посредника бельгийского искусствоведа Жанпьета Калленса.
"Женщина с веером" Модильяни
Музей современного искусства в Париже. Варварское похищение
Одна из самых варварских краж. В ночь с 19 на 20 мая 2010 года преступник, личность которого полиция так пока и не сумела восстановить, вынес из музея пять картин: "Пастораль" Матисса, "Олива близ Эстака" Брака, "Натюрморт с подсвечниками" Леже, "Женщина с веером" Модильяни и "Голубь с зеленым горошком" Пикассо – всего на сумму 100 (!) миллионов евро. Один из соучастников преступления, на которого полиции все-таки удалось выйти, заявил, что все картины были разрезаны на мелкие кусочки и выброшены на помойку.
Музей Кастельвеккьо. Похищение со счастливым финалом
© Диана Попова/www.facebook.com
В мае 2016 года украинские пограничники задержали 17 ценных картин, которые готовили к переправе в Молдову – оказалось, что произведения искусства, среди которых есть полотна кисти Рубенса, Пизанелло, Тинторетто, Карото и Мантеньи, были похищены из музея Кастельвеккьо в Вероне в 2015 году. Мэр Вероны Флавио Този сказал, что благодаря работе украинских и итальянских правоохранителей и президента Украины Петра Порошенко укрепится сотрудничество между Украиной и Италией. И добавил, что украинские граждане смогут бесплатно посещать все музеи Вероны – им достаточно будет предъявить на входе украинский паспорт.
Мила Королева