Есть ли жизнь после Ступки: Александр Роднянский и Владимир Бортко о смерти великого актера

Дата публикации
Поделиться:
WhatsApp
Viber
Есть ли жизнь после Ступки: Александр Роднянский и Владимир Бортко о смерти великого актера

Знаменитая формула "Король умер. Да здравствует король!", как известно, придумана не нами, поэтому не нам ее и отменять. Насколько бы мощным и великим – во всех отношениях! – ни был бывший властитель, его место не должно пустовать. Правда, Ступку вряд ли может заменить один человек – Богдан Сильвестрович существовал в нашей жизни как минимум в трех ипостасях – художественного руководителя главного драматического театра Украины – Национального академического имени Ивана Франко, великого театрального и киноактера и нашей национальной гордости.

Операция "Преемник"

Заменить Ступку как главного режиссера театра, пожалуй, проще всего. Говорят, незадолго до смерти Богдан Сильвестрович написал письмо президенту, в котором назвал имя своего преемника на посту художественного руководителя театра – исполняющим обязанности якобы уже назначен главный руководитель киевского Молодого театра Станислав Моисеев. Во всяком случае, он уже написал заявление об увольнении с предыдущего места работы.

Тех, кто хоть немного знаком с театральным закулисьем, такой выбор ничуть не удивляет: Станислав Анатольевич уже работал с труппой театра, в частности, именно он поставил спектакль "Лев и Львица", с Богданом Ступкой в главной роли. Моисеева также связывали – и связывают - давние добрые отношения не только с самим Богданом Сильвестровичем, но и с его семьей. К тому же труппа театра, несмотря на неизбежные в таких коллективах выяснения отношений, слывет не самой конфликтной.

Чем можно заменить скрипку Страдивари?

Что касается Ступки-актера и Ступки как национального достояния, то тут дело гораздо сложнее. Несмотря на большое количество очень хороших и любимых зрителями актеров, о таком масштабе личности и международном авторитете говорить пока не приходится.

 

Фото: Александра Котомина, Lenta.ru
Александр Роднянский: "День после Ступки многим покажется очень легким"

"Ступку нельзя заменить, - считает Александр Ефимович, - ни в моральном, ни в творческом плане. Это был действительно выдающийся артист и замечательный человек. И я так говорю не потому, что его не стало – все это я не раз имел счастье говорить ему в глаза. Ступка незаменим. Я вообще не очень верю в заменимость одного человека другим, но в данном случае это правило верно вдвойне. С его уходом разрушается некая система координат, которую он поддерживал своей жизнью и работой.

Боюсь, сегодняшний день – день после Ступки - многим покажется очень легким, когда можно чего-то достичь, ничего для этого не делая – не развиваясь, не обучаясь, не двигаясь вперед, не открывая чего-то нового. Он в любом возрасте умел это делать – энергично, остро, современно. Нашествие в нашу культуру серости и бездарности сдерживала некая критическая масса таких людей, как Богдан Сильвестрович, с его уходом она, к великому сожалению, начнет размываться".

 Владимир Бортко: "Ступка был скрипкой Страдивари"

Фото: dp.ru

"Богдан Ступка был большим талантом и одним из лучших актеров Европы. Когда я приступал к работе над фильмом "Тарас Бульба", у меня не было ни малейших сомнений в том, что эту роль должен играть именно он. Понятно, что мы сняли бы картину и с другим актером, но она была бы совсем другой. Грубо говоря, любое классическое произведение можно сыграть на скрипочке, сделанной на мебельной фабрике. Но когда вы после этого возьмете скрипку Страдивари, то эффект будет совсем другим. Ступка был скрипкой Страдивари. Чем можно ее заменить? Только другой такой же скрипкой, вот только во всем мире их – единицы".

Таисия Кондратьева

 

Следующая публикация