Фильмы о стокгольмском синдроме

Дата публикации
Просмотры
9487
Поделиться:
WhatsApp
Viber
Фильмы о стокгольмском синдроме

Стокгольмский синдром – эмоциональная связь, возникающая между похитителем и заложником – тема в кинематографе еще недостаточно раскрытая, и в этом смысле, как говорили герои культового фильма "Покровские ворота", искусство пока еще находится в большом долгу. Тем не менее, покопавшись в киноархивах, можно найти фильмы, в основу сюжета которых легли соответствующие истории.   

"Ночной портье"

Драма ученицы Лукино Висконти Лилианы Кавани "Ночной портье" с Шарлоттой Рэмплинг и Дирком Богардом в главных ролях – конечно же, классика жанра. История любви бывшей узницы концлагеря и ее палача, которые, встретившись в отеле Вены спустя годы после окончания войны, испытывают друг к другу не ненависть, а пусть и своеобразную, но любовь, пока еще в мировом искусстве никем не превзойдена, что, впрочем, не означает, что в скором времени не появится книга или фильм на эту тему, которые произведут на зрителей столь же сильное эмоциональное впечатления. 

В свое время – а картина вышла на экран в 1974 году – она наделала много шума: сцены сексуального насилия так раззадорили кинокритиков, что они разделились на два лагеря – одни яростно ругали "Ночного портье", другие отчаянного его хвалили, в результате зрители голосовали за картину ногами и деньгами, штурмуя кинотеатры, в которых она шла. 

 

"Сорок первый"

Фильм Григория Чухрая "Сорок первый", снятый по одновременной повести Бориса Лавренева, погружает зрителей в события гражданской войны: после гибели во время шторма в Аральском море отряда красноармейцев взятого ими в плен белогвардейского офицера Говоруху-Отрока охраняет лучший стрелок красных Марютка Филатова. Оставшись один на один на необитаемом острове, молодые постепенно сближаются, а потом и влюбляются друг в друга, что, впрочем, не мешает девушке застрелить любимого человека при попытке к бегству – он стал сорок первым убитым ею белогвардейцем. 

Успеху фильма во многом способствовал выбор актеров на главные роли – Марютку и Говоруху-Отрока сыграли Изольда Извицкая и Олег Стриженов, которых сегодня назвали бы секс-символами советского кино. "Сорок первый" был высоко оценен не только в стране, но и за рубежом – в 1957 году на кинофестивале в Каннах картина получила премию "За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику". 

 

"Погоня"

Комедия Эдама Рифкина "Погоня" с молодым Чарли Шином и хорошенькой Кристи Свэнсон, прославившейся благодаря главной роли в фильме "Баффи – истребительница вампиров" (не путать с сериалом!), впечатляет головокружительными погонями, чувством юмора сценариста и режиссера и редким – во всяком случае, для фильмов такого жанра – хеппи-эндом. Рассказанная в картине история легко укладывается в рамки тематики: ложно обвиненный в вооруженном ограблении банка главный герой, Джек, бежит из тюрьмы и похищает первую попавшуюся девушку, Натали, которая по иронии судьбы оказывается дочерью промышленного магната, между молодыми людьми мгновенно возникают нежные чувства, и, когда Джека вынуждают сдаться полиции, девушка спасает его и они вместе бегут в Мексику, где в финале картины нежатся на пляже. 

 

 

 

"Жизнь хуже обычной"

Главный герой фильма оскароносного Дэнни Бойла "Жизнь хуже обычной" Роберт Льюис – уволенный с работы уборщик – в отместку своему боссу похищает его дочь Селину, и они, конечно же, влюбляются друг в друга. Сюжет мог бы показаться банальным, если бы не исполнители главных ролей – Юэн МакГрегор, который получил за эту роль премию журнала Empire, и Камерон Диас. Фильм также был номинирован на премию MTV в номинациях "Лучшая песня" и "Лучший танец". 

 

"Беглецы"

Фильм Франсиса Вебера "Беглецы" – комедия с комическим кинодуэтом Пьер Ришар – Жерар Депардье, входящая в трилогию наряду со знаменитыми картинами "Невезучие" и "Папаши", классическая комедия положений: история о том, как грабитель-неудачник Пиньон (Пьер Ришар) взял в заложники знаменитого – и настоящего, хоть и решившего "завязать" – грабителя банков Люка (Жерар Депардье), рассмешит даже заядлого пессимиста. В результате ситуация вполне укладывается в определение стокгольмского синдрома: Люка, Пиньон и его дочь Жанна, из-за которой он и пошел на преступление – девочка серьезно заболела, а средств на лечение у ее отца не было – стали самыми близкими друг другу людьми. А фраза Жанны "Не уходи!", адресованная Люка, заставит прослезиться даже самого отъявленного оптимиста. 

 "Жестокая игра"

Драму Нила Джордана от других картин этой тематики отличает тот факт, что его главный герой, Фергюс, является боевиком террористической организации ИРА – Ирландской республиканской армии. А поскольку он проявляет себя скорее с положительной, чем с отрицательной стороны, пытаясь спасти заложника, а потом влюбляясь в его невесту, оказывающуюся транссексуалом, в Англии картина провалилась в прокате. Зато в США она прошла с большим успехом и стала самой успешной работой Джордана. 

 

"Патти Херст"

Сценарий картины Пола Шредера "Патти Херст" основан на документальных фактах и рассказывает о том, как заложница – внучка миллиардера Уильяма Херста, Патрисия – настолько проникается идеей захвативших ее террористов, что сама становится под их знамена – как впоследствии оказалось, под угрозой убийства. Картина, как и другие произведения, посвященные Патрисии Херст – художественные фильмы, мюзикл "Стармания", автор музыки к которому, Мишель Берже, не скрывает, что вдохновлялся этой историей, и даже опера Роберта Зюйдама "Заморозки" – романтизируют события, в то время как в реальной жизни было много ужасающих подробностей: девушка подверглась не только физическому и психологическому, но и сексуальному насилию, а случившееся с ней считается классическим примером стокгольмского синдрома.

"Баффало 66"

Главный герой фильма "Баффало 66", Билли Браун, берет в заложницы случайно встреченную в ночном клубе девушку Лейлу, с единственной целью – она должна сыграть роль... его жены. Проиграв крупную сумму на ставках, Браун отсидел несколько лет в тюрьме, скрыв этот факт от своих родителей – они все это время были уверены, что он женился и счастлив со своей молодой супругой. Ею – поначалу на время – и предстоит стать Лейле. Стоит ли говорить, что очень скоро она – по законам жанра – превратится в жену реальную. Американская лента "Баффало 66" – режиссерский дебют актера Винсента Галло – собрала много наград на европейских кинофестивалях, в том числе и Стокгольмском. 

 

"Мексиканец"

В хитросплетениях фильма Гора Вербински, жанр которого определен авторами как "боевик" и одновременно "комедия", история о стокгольмском синдроме – всего лишь один из сюжетных ходов: киллер похищает девушку провинившегося перед мафией главного героя, Джерри Уэлбаха, Саманту, но защищает ее при этом от другого киллера, поэтому они легко находят общий язык и мирно сосуществуют в одном номере отеля до тех пор, пока Джерри не решит все свои проблемы. Недостаточно полно разработанную тему стокгольмского синдрома наверняка компенсируют зрителям исполнители главных ролей – Джулия Робертс и Бред Питт

 

"Красавица и Чудовище"

Стокгольмский синдром нашел свое отражение и в сказках, самым ярким примером этого является "Красавица и Чудовище" – история о девушке Белль, решившей принести себя в жертву Чудовищу, заменив попавшего к нему в замок и оказавшегося в плену отца Мориса, вполне укладывается в рамки тематики. Ну а то, что Чудовище в финале превращается в прекрасного принца Адама, коим оно, собственно, и было до тех пор, пока его не заколдовала волшебница Агата, становится бонусом для Белль. 

Мила Королева

Похожие темы:

Дата публикации
Просмотры
9487
Поделиться:
WhatsApp
Viber
Следующая публикация