Тим Бертон. Взрослый в мире детских фантазий

Дата публикации
Поделиться:
WhatsApp
Viber
Тим Бертон. Взрослый в мире детских фантазий

Тим Бертон / Getty Images

Кто-то считает его гением, кто-то – добрым волшебником, а кто-то – в лучшем случае чудаком, в худшем – сумасшедшим. Тим Бертон соответствует любому из этих определений, и в этом его уникальность. 

Детство в комнате без окон

В его детской всегда, даже в самый яркий солнечный день, было темно – родители приказали заложить два высоких, до потолка, окна, выходящих на лужайку с изумрудной травой, кирпичами, поэтому свет в комнату почти не пробивался. Чтобы посмотреть в окно, мальчику приходилось залезать на стол, и он чувствовал себя замурованным заживо героем рассказа Эдгара По – одного из самых любимых его  писателей. Когда вечерело, становилось совсем темно, но Тим не включал свет – в полумраке ему лучше мечталось. Именно в это время дня ему являлись загадочные существа, которые впоследствии стали героями его картин и мультфильмов.

Гулять Тим выходил редко, если же это все-таки случалось, ноги сами несли его на кладбище неподалеку от дома – среди могильных камней на мальчика снисходило какое-то удивительное умиротворение, какого он не испытывал больше нигде. В местных кинотеатрах будущий гений смотрел только фильмы ужасов, они заставляли – от ужаса и удовольствия – замирать его сердце. Он любил отрывать головы игрушечным солдатикам, которых покупали ему родители, и пугал одноклассников историями об инопланетянах, которых якобы видел собственными глазами: подробности этих "встреч" были настолько живописными и шокирующими одновременно, что школьная аудитория слушала их, затаив дыхание. Сегодня Бертон понимает: его поведение было своеобразным протестом против "пуританской семейной атмосферы 50-х годов ХХ века". "Я не хотел жить в правильном, до мелочей распланированном, а потому очень скучном мире, – говорит он, – мне всегда нравилось иметь обо всем свое собственное мнение и не бояться его высказывать".

В подростковом возрасте Тим неожиданно для всех (возможно, это тоже случилось в знак протеста) начал рисовать – вдохновенно, запоем – и обнаружил в живописи незаурядный талант. Он даже победил в конкурсе плаката – его работа "Не сорить" целый год украшала все мусоровозы Бербанка.

Тим Бертон / Getty Images

Чудак или гений?

Первую в своей жизни "киноленту" Бертон создал в школе, в то время ему исполнилось всего тринадцать лет – вместо реферата он снял небольшой фильм "Гудини", чем удивил одноклассников и поразил учителя, оценившего старания своего ученика высшим баллом – подобных работ ему на проверку еще никто не сдавал. В результате ободренный успехом Тим экранизировал еще несколько книг по психологии и снял фильм о кресле с бобовым пуфом, якобы нападающим на него во сне. "Работа доставляла мне огромное удовольствие, – вспоминает Бертон, – но о том, чтобы всерьез заниматься режиссурой, зарабатывая таким образом себе на жизнь, я не думал никогда".

Тим Бертон / Getty Images

После школы Тим поступил в Калифорнийский университет искусств, где выяснилось, что художника – в классическом понимании этого слова – из него не выйдет. Бертон категорически не мог рисовать с натуры, его рука повиновалась только его фантазии – он переносил на бумагу образы, которые существовали у него в голове.

По этой же причине Тим надолго не задержался на студии Disney, куда ему, по мнению окружающих, посчастливилось попасть. Бертон категорически не вписывался в эстетику диснеевских лент – по сравнению с их действующими лицами его герои казались уродцами. "Мои первым большим заданием, – с улыбкой вспоминает режиссер сегодня, – были милые лисички, изобразить которых мне не удавалось, хоть тресни! У меня эти очаровательные существа выглядели так, как будто бы попали под автобус". Впрочем, творческая составляющая была не единственной причиной, по которой Бертон вынужден был покинуть студию Disney – окружающие воспринимали его как чудака, и, надо признать, у них были на то основания. Тим сторонился своих коллег, мог подолгу прятаться в чулане, а зайдя в свою рабочую комнату, усаживался не за стол, а на него и даже под него. А иногда, по его собственным словам, он вытворял нечто и вовсе несусветное – однажды прямо на рабочем месте... вырвал себе зуб мудрости, облив кровью не только свою одежду, но и стены в коридоре.

Тим Бертон / Getty Images

Трудно сказать, как сложилась бы дальнейшая судьба Бертона, если бы на его эскизы не обратил внимания популярный американский актер-комик, сценарист и продюсер Пол Рубенс, предложивший юному дарованию снять фильм "Большое приключение Пи-Ви". Картина оказалась настолько коммерчески успешной, что киностудия Warner Brothers привлекла начинающего режиссера к экранизации комиксов о Человеке-Летучей Мыши – фильм "Бэтмен" вышел на экраны в 1989 году.

Настоящий успех пришел к Бертону после фильма "Эдвард Руки-ножницы" – в нем по-настоящему проявился его фирменный режиссерский стиль, в котором он снял все свои последующие картины – "Сонная лощина", "Чарли и шоколадная фабрика", "Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит", "Мрачные тени", "Крупная рыба", "Алиса в Стране чудес". Важным в его карьере фильм стал еще и потому, что в нем впервые появился любимый актер Бертона – Джонни Депп, которого он считает своим талисманом. Они дружат не только на съемочной площадке, но и в жизни – Депп не только снимается во всех фильмах Бертона и гримируется ради него в невероятных чудовищ, но и стал крестным отцом его сына. Впрочем, иногда кажется, что эти двое – одно целое, не зря Деппа часто называют альтер-эго Бертона.

Все фильмы Бертона – отражение событий его детства и фантазий, которые заменяют – да и сейчас заменяют – ему реальность. "Во всех картинах, – говорит режиссер, – много моих переживаний, персонажи зачастую похожи на моих одноклассников, а цитаты взяты из моих прошлых лент". А еще для Бертона чрезвычайно важна атмосфера тайны, которую он хочет сохранить в своих картинах до последнего кадра. "Мой зритель, – уверен он, – умный человек, обладающий воображением, ему ничего не нужно разжевывать – он способен сам стать интерактивным участником действия".

Муза Лиза

Тим Бертон и Лиза Мэри Смит / Getty Images

Все женщины Бертона оказывали большое влияние на творчество режиссера, но с Лизой Мэри Смит в этом смысле не сравнится никто. В прошлом – стриптизерша, модель и художница, а впоследствии актриса, она стала для Бертона музой – исследователи творчества режиссера считают, что именно Лиза вдохновила Тима на лучшие его картины.

Они познакомились в новогоднюю ночь в нью-йоркском ночном клубе и влюбились друг в друга с первого взгляда. Их многое сближало – у Лизы было такое же тяжелое детство, как и у Тима, о котором ни он, ни она не хотели вспоминать, они оба не выносили серой действительности и стремились к чему-то фантазийному – яркому и экзотическому. После нескольких месяцев знакомства они обручились. Вместо помолвочного кольца Тим подарил Лизе карту неведомой местности, испещренную красными стрелочками. "В этой точке мира, – сказал он ей, – находится подарок, который я сделаю тебе по случаю нашего обручения". Местностью на карте оказались Гавайи – в маленьком сувенирном магазинчике в Гонолулу Лизу ждал миниатюрный золотой слоненок в синей бархатной попонке.

Тим Бертон и Лиза Мэри Смит / Getty Images

Смит любила Бертона, гордилась им и снималась в его фильмах. "Мы очень любим друг друга, – говорила она в интервью, – а работа является продолжением нашей любви". Но их отношения закончились так же стремительно, как и начались. На американскую премьеру фильма "Планета обезьян" Бертон и Смит пришли вместе, но уже на английской режиссер появился один. На вопрос, где Лиза, он коротко ответил: "Мы расстались". Все было очень просто – на съемках этой картины Тим встретил "обладательницу самого злого смеха в Англии" – актрису Хелену Бонэм Картер.

Готическая любовь

Тим Бартон и Хелена Бонэм Картер / Getty Images

Как-то в интервью Тим сказал, что не терпит женщин рядом с собой за исключением тех случаев, когда ему интересно фантазировать вместе с ними, и случается это, по его словам, крайне редко. С Хеленой Бонэм Картер ему повезло – потомственная английская аристократка, окончившая Вестминстерскую школу, она любит и умеет фантазировать нисколько не хуже своего чудаковатого мужа. Хелена и Тим не стали официально регистрировать свои отношения, более того, они даже не жили вместе, довольствуясь каждый своим особняком – правда, дома были расположены рядом, а соединял их один большой коридор. Однако такой брак не помешал появлению на свет двоих их детей – сына Билли Рэй, сыгравшего свою первую роль в кино в возрасте полутора лет в фильме отца "Чарли и шоколадная фабрика", и дочери Нелл, имя которой родители почти год скрывали от публики.

Тим Бартон и Хелена Бонэм Картер / Getty Images/Fotobank

В декабре в журнале People появилось сообщение о том, что Тим Бертон и Хелена Бонэм Картер, так и не расписавшись, расстались "по обоюдному согласию". Они сохранили дружеские отношения и договорились о совместной опеке над детьми.

Мила Королева

Следующая публикация