Хищник размером с коня. Ученые выяснили, действительно ли существовали загадочные карликовые тираннозавры

Тридцатилетний спор развязал анализ костей динозавров.

Из года в год ученые находят новые свидетельства о динозаврах, которые позволяют узнать больше о загадочных существах. Однако даже один из самых известных видов – тираннозавр – до сих пор в значительной степени является загадкой для ученых.

Так, ученым все еще доподлинно неизвестно, как именно росли и развивались гигантские хищники. В течение почти тридцати лет загадкой было и то, существовал ли таинственный подвид величественных динозавров – тираннозавры-карлики.

Новое исследование, опубликованое в Science Advances, дает ответ на этот вопрос. Читайте больше в материале.

Тираннозавры-карлики

Череп карликового тираннозавра впервые нашли в 1942 году. В 1946 году его классифицировали как новый вид рода тираннозавров (Gorgosaurus) - G. lancensis. Однако в 1988 году группа ученых – палеонтолог Роберт Баккером и его коллеги из Природоведческого музея Кливленда – переименовали новый вид в Nanotyrannus, передает Science Alert.

Через 10 лет, в 1999-м, Томас Карр установил, что останки, известные сейчас как динозавр “Пити”, принадлежали всего-навсего маленькому тираннозавру.

Незвичайні динозаври_7
ТСН.ua

Однако на этом разговоры о существовании Nanotyrannus не завершились. В 2001 году другая группа исследователей отыскала другой образец - почти полный скелет динозавра- вблизи города городка Екалака в американском штате Монтана.

Существо, чуть больше лошади, назвали как Джейн и классифицировали как детеныш тираннозавра . Однако часть ученых продолжала настаивать на принадлежности представителя к виду Nanotyrannus. Сторонники этой идеи указывали на особое строение черепа и костей, что якобы отличались от строения взрослых тираннозавров

Миф?

Почти 30-летний спор удалось решить ученым во главе с Холли Вудворд из Оклахомского государственного университета. Ученые провели анализ образцов внутренней части костей голени и бедренной кости динозавра Джейн и представителя, найденного 1942 года – Пити.

Исследователи взяли мелкие кусочки костей - настолько тонкие, что сквозь них проходил свет, - и изучили их под мощными микроскопами.

Размер отверстий сосудов показал, что на момент своей смерти два динозавра все еще были в фазе быстрого роста. Если бы они были взрослыми, васкуляризация (формирование новых кровеносных сосудов) была бы менее заметной.

А значит, динозавры были незрелыми лицами, детенышами, благодаря чему существование вида Nanotyrannus представляется маловероятным.

Детеныши тираннозавров

В ходе исследования ученые также узнали больше о жизни молодых тираннозавров – особенно, о периоде от появления на свет до достижения взрослого возраста (20 лет).

Команда исследователи подсчитала количество “колец роста” на костях динозавров – подобно тому, как устанавливают возраст дерева – и выяснила, что динозавр Джейн дожил до 13 лет, а Пити – до 15.

Ученые отмечают, что каждый маленький тираннозавр имел различные темпы роста из года в год, вероятно, в зависимости от того, сколько было еды.

“Вместо того, чтобы умереть от нехватки пищи, они просто не росли”, - отметила Вудворд.

В будущем ученые планируют глубже исследовать развитие тираннозавров-подростков и установить, можно смоделировать своеобразные модели роста на основе ископаемых ископаемых. Это поможет узнать больше о доисторических существ.

“Все любят тираннозавров, однако мы знаем не слишком много о том, как они росли. Это, наверное, самый известный вид динозавров в мире, но мы в основном находили только скелеты взрослых представителей”, - отметила Вудворд.

В мире существует лишь 5-7 окаменелостей молодых тираннозавров. Некоторые из них находятся в частных коллекциях, поэтому их невозможно исследовать.

Видео В Париже на продажу выставили два скелета динозавров Юрского периода

Оба - высотой почти четыре метра. Скелет травоядного кемптозавра ученые планируют продать минимум за полмиллиона евро. А вот за хищника аллозавры надеются получить лишь 80 000.

В Париже на продажу выставили два скелета динозавров Юрского периода