Мамонты дожили до строительства первых пирамид, однако затем загадочно погибли. Что случилось с шерстнистыми

Фото: tsn.ua

Ученые не уверены, что именно уничтожило мамонтов, которым удалось пережить конец ледникового периода.

Мамонты населяли северное полушарие на протяжении почти 90 тысяч лет в течение последнего ледникового периода, однако эти представители семейства слоновых вымерли из-за изменения климата и охоты на них человека.

Останки животных находили повсюду – от Испании до Сибири. Проанализировав их, ученые высказали мнение, что лохматые полностью исчезли около 11 тысяч лет назад.

Однако впоследствии оказалось, что часть популяции мамонтов на двух маленьких островах между Россией и Аляской, что оказались отрезанными от материка, уцелела, пишет Business Insider.

На одном из этих островов – острове Врангеля – мамонты жили еще на протяжении 7 тысяч лет после исчезновения их материковых родственников, вплоть до того момента, когда в Египте построили Великую пирамиду в Гизе. Как исчезла последняя популяция мамонтов – читайте в материале ТСН.ua.

Загадочная гибель "врангелевских" мамонтов

Последним пристанищем величественных животных стал остров Врангеля, расположенный на расстоянии около 140 километров от сибирской Чукотки – куска земли в Чукотском море, что отсоединился от Азии около 10 тысяч лет назад из-за повышения уровня моря.

Авторы нового исследования отмечают, что популяция мамонтов, живших на острове, уцелела от глобального вымирания вида, однако около 4 тысяч лет назад все равно погибла.

Примечательно, что 5600 лет назад такая же судьба постигла мамонтов, обитавших на острове Сент-Поле, расположенном в Беринговом море - они также спаслись от гибели 11 тысяч лет назад.

Фото: Associated Press

2016 года британские ученые изучили окаменелые ДНК мамонтов, споры и пыльцу, и пришли к выводу что лохматые вероятно погибли из-за экологических факторов. А именно – от жажды, вызванной нехваткой питьевой воды.

Исследователи пришли к такому выводу, потому что кости мамонтов, обитавших в Сент-Поле, имели заниженные показатели наличия определенных элементов – в частности, углерода, азота и изотопов серы.

Учитывая это, можно было бы высказать гипотезу, что такая же участь постигла обитателей острова Врангеля. Однако не все так просто. В новом исследовании, опубликованном в журнале Quaternary Science Reviews, отмечается, что "врангелевские" мамонты умерли из совсем других причин, чем их материковые родственники или мамонты из Сент-Пола. И это исчезновение было "довольно внезапным".

Новое исследование

Чтобы выяснить, что именно произошло с мамонтами с острова Врангеля, ученые проанализировали кости тамошних мамонтов и сравнили результаты анализа с исследованием остатков из Сент-Пола.

Они проанализировали содержание коллагена в костях и зубах мамонта, умершего 4 тысячи лет назад, и мамонтов, найденных на территории Аляски и Сибири, что погибли раньше.

Выяснилось, что структура костей "врангелевских мамонтов", в отличие от остатков их материковых родственников, не изменилась с окончанием ледникового периода 10 тысяч лет назад. И даже накануне их гибели животного были относительно здоровыми.

Так, не существовало никаких доказательств того, что они имели плохую диету или подвергались негативному воздействию неблагоприятных климатических условий.

А следовательно – мамонты с острова Врангеля погибли в течение устоявшихся, и, возможно, даже благоприятных экологических условий, на которые не повлияла смена климата.

Более того, ученые пришли к выводу, что остров Врангеля поддерживал "экологические условия, пригодные для типовой экологической ниши мамонта ... возможно, даже вплотную до наших дней". Другими словами, причина гибели мамонтов из Сент-Пола и лохматых с острова Врангеля была совершенно разной.

Что убило последних мамонов

Поскольку мамонты погибли не от жажды или климатических изменений, исследователи пытались найти другую вероятную причину вымирания. Они пришли к выводу, что люди вряд ли могли вызвать вымирание – единственное место деятельности человека на острове Врангеля было создано через сотни лет после того, как исчез последний мамонт.

К тому же, археологические доказательства свидетельствуют о том, что место использовалось в значительной степени для того, чтобы ловить морских млекопитающих и уток. Вероятно, причина была более прозаичной. Еще в 2015 году международная группа ученых проанализировали ряд останков, найденных на острове Врангеля, и пришла к выводу, что животные удавалось к инбридингу, что повлекло потерю генетического разнообразия.

А в труде 2017-го ученые отметили, что мамонты имели пагубные генетические мутации, что уменьшали способность представителей вида переживать вспышки болезней, голод или стихийные бедствия. Авторы нового исследования до сих пор не знают наверное, что убило последних величественных животных, однако считают, что это мог быть какой-то "кратковременный кризис".

"Легко представить, что популяция, возможно, уже ослабленная генетическими мутациями... могла стать жертвой чего-то вроде природного катаклизма", – отметил соавтор исследования Эрве Бочеренс.

Juha Карху/University of Helsinki

Одна из ведущих теорий ученых заключается в том, что подобным "катаклизмом" могло стать природное явление, известное как "дождь-на-снегу". Оно создает плотный слой льда на массивах снега и могло помешать мамонтам добраться до растительности, которая им нужна для выживания.

Это было бы далеко не первым подобным случаем. В октябре 2003 года "дождь-на-снегу" привел к гибели 20 тысяч особей рогатого скота на острове Бэнкс в северной Канаде, из-за чего общее количество животных в регионе сократилось на 25%.

Согласно исследованию 2018 года, на острове Врангеля в прошлом уже случались подобные эпизоды, и в результате них погибло огромное количество лосей.

"Эти события могут иметь катастрофические последствия и происходят довольно часто", – подчеркнул Бочеренс. Однако подтверждений этой теории пока не существует.

Ранее ТСН.ua писал о том, что Украина – родина мамонтов. В начале 20-го века возле прикарпатского села Старуня нашли останки животных Ледникового периода, включая мамонтов и волосатых носорогов, идеально мумифицированных местными почвами. Впрочем, ученые убеждены, что под Старунеq и сейчас хранится еще много сюрпризов – вплоть до останков древнего человека. Подробнее читайте в материале.

Статья из подборки новостей:
Невероятные археологические открытия