Астронавты проводят в среднем шесть месяцев на МКС.

18 октября NASA впервые первые в истории осуществило одновременный выход двух женщин в открытый космос. Астронавты Джессика Меир и Кристина Коч провели за пределами МКС более шесть часов. В их задачу входил ремонт элемента системы энергопитания, который обеспечивает Международную космическую станцию энергией в те периоды, когда она находится в тени Земли.

Первый в истории выход двух женщин в открытый космос первоначально планировался еще в марте — предполагалось, что его осуществят Коч и Энн Маклейн. Тогда, однако, миссию отменили, поскольку на МКС не нашлось второго скафандра среднего размера. В результате Коч осуществила выход в космос с астронавтом Ником Хагом.

Как вообще устроена жизнь на МКС? Почистить зубы, вымыть волосы, позавтракать — эти привычные дела земляне совершают ежедневно, не задумываясь, как сложно справляться с ними в условиях невесомости при ограниченных ресурсах.

Астронавты проводят в среднем шесть месяцев, живя и работая с многонациональной командой в самом, пожалуй, крутом офисе в Солнечной системе. Рассказываем далее — каково жить на Международной космической станции.

Космическая лаборатория

Международная космическая станция — это орбитальная лаборатория, созданная благодаря многолетнему сотрудничеству разных стран. 360-тонная космическая станция больше, чем дом с пятью комнатами, только намного длиннее и уже.

Там достаточно места для шести спальных комнат, тренажерного зала, панорамного окна и площадок для проведения широкого спектра научных экспериментов.

"Уже 19 лет на космической станции постоянно присутствует человек, — говорит пресс-секретарь NASA Стефани Ширхольц. — Это беспрецедентное международное сотрудничество между народами".

МКС інфографіка

Строительство МКС началось в ноябре 1998 года благодаря партнерству между США, Канадой, Европой, Японией и Россией. Станцию отправляли в космос по частям. Последний основной инструмент отправили на МКС в мае 2011 года.

Орбитальная научная лаборатория питается энергией от солнечных батарей, которые делают ее одним из самых ярких объектов на ночном небе после Луны. Станцию можно наблюдать с Земли невооруженным глазом — она выглядит как очень быстро движущийся самолет. На сайте NASA есть расписание, где можно посмотреть, когда станция будет пролетать над вашим городом.

МКС движется со скоростью 27 600 км/час и совершает полный оборот вокруг Земли каждые 90 минут. Это позволяет экипажу станции каждый день наблюдать 16 заходов и восходов Солнца.

Жизнь в космосе

Работа в космосе в течение шести месяцев — это не так романтично, как может показаться с Земли. Экипажу приходится ассимилироваться и привыкать есть, спать и работать совершенно в условиях микрогравитации. Многие астронавты, находящиеся на станции, ведут личные блоги. Благодаря им мы знаем, как устроена жизнь на МКС.

Одним из первых блогеров на МКС стала астронавт из США Сунита Уильямс. Записывать ролики она начала во время второго полета, в 2012 году, когда приняла обязанности командира МКС-33. Уильямс провела на орбите почти 127 суток. За это время она много рассказывала, как астронавты справляются с ежедневной рутиной в условиях микрогравитации.

В одном из видеороликов Сунита продемонстрировала космический туалет в американском сегменте МКС, а также запасы продовольствия, включая кофе, десерты, снеки и энергетические батончики.

Уроженка Миннесоты Карен Найберг впервые полетела на орбиту в составе экспедиции STS-124 и провела в космосе более 13 дней. Второй полет она совершила спустя пять лет вместе с Федором Юрчихиным и Лукой Пармитано. На орбите они прожили более 166 суток.

Карен — бегунья, и от любимого спортивного развлечения она отказываться в невесомости не стала. Найберг также записала видеоролик, как живется бегунам на МКС.

Кроме того, Карен — обладательница пышных длинных волос. Ухаживать за ними в "отрыве от Земли" чрезвычайно сложно, но астронавт справлялась в течение четырех месяцев. В ответ на просьбы поклонников показать, как она моет голову, Карен записала видео.

Как принимать душ на Международной космической станции, лучше других может рассказать женщина — обладатель рекорда продолжительности полета. Она провела на орбите 199 суток 16 часов 42 минуты. Участник экспедиции 2016 года, итальянский астронавт Саманта Кристофоретти, выпустила подробный ролик об этой деликатной процедуре. Видео о практических сложностях на орбите оказалось очень похоже на бьюти-блог из космоса.

Канадский астронавт Крис Хэдфилд прославился "первым космическим клипом" на песню Дэвида Боуи Space Oddity, которая появилась в интернете весной 2013 года. Он записал кавер под гитару и смонтировал видеоряд с борта МКС. Видео стало вирусным и за год набрало 22 млн просмотров, после чего астронавт перевел запись в приватный режим на YouTube, объяснив это истекшим разрешением на использование песни. Однако, у клипа есть несколько копий.

Хэдфилд известен не только умением проникновенно исполнять песни под гитару. Благодаря ему, жители Земли узнали, что будет, если выжать на МКС мокрое полотенце, как помыть руки и другие полезные лайфхаки для будущих орбитальных жителей.

Участник 50-й космической экспедиции Роберт Кимбро продемонстрировал приготовление классического американского перекуса — бутерброда с арахисовым маслом и джемом. Он рассказал, что хлеба на станции нет, но вместо него космонавты располагают запасом тортилий, так что бутерброды скорее похожи на мексиканские тако.

Также он объяснил, почему важно контролировать свободный полет окружающих предметов в невесомости. "Если забыть о них, система кондиционирования станции унесет их в неизвестном направлении".

Среди рутинных процедур, необходимых для комфортного существования в замкнутом пространстве над поверхностью планеты, космонавты и астронавты находят время на развлечения. К примеру, в 2013 году итальянский астронавт Лука Пармитано, находясь в длительной миссии, превратил сеанс бритья головы в небольшое шоу. А ветеран космических экспедиций американец Скотт Келли продемонстрировал, как играет в "жидкий пинг-понг".

Проблемы микрогравитации

Выход в открытый космос — это не прогулка в парке. Члены экипажа должны заниматься более двух часов в день, чтобы противостоять потере мышечной и костной массы, вызванной жизнью в условиях невесомости. Поскольку астронавты не используют нижнюю часть тела в космосе, мышцы спины и ног начинают тереть силу. Чтобы оставаться в форме, они выполняют регулярные физические упражнения.

В видео для NASA астронавт Рейд Уайзман рассказывал, что беговая дорожка соединена со стеной, и члены экипажа прикрепляются к ней при помощи банджи-шнура. "Поэтому, когда вы на тренажере, вы бежите прямиком к Земле, — говорит Уайзман. — Очень странное чувство".

Сейчас проблема потери костной и мышечной массы астронавтом в невесомости является предметом исследований. Изучение физических условий астронавтов в космосе способствует медицинскому исследованию остеопороза, отмечает пресс-секретарь NASA Стефани Ширхольц.

Космический полет также влияет на иммунитет астронавта и здоровье сердечно-сосудистой системы. На Земле сердце человека распределяет кровь по всему телу, но в космосе кровь и вода перемещаются в верхнюю часть тела. Это делает лица космонавта часто опухшими.

Жизнь в космосе может даже изменить физические характеристики астронавтов. Например, Скотт Келли вырос почти на 3,8 см, проведя почти год в космосе. Все эти данные помогают ученым в дальнейшем освоении космоса — разрабатываются специальные материалы, которые могли бы позволить астронавтам безопасно исследовать Луну или даже Марс.

Ближайшие планы МКС

Самая последняя команда — Экспедиции 61 — включает астронавтов и космонавтов из США, России и Италии. Они начали работу на станции с октября 2019 года и пробудут там до февраля 2020 года.

МКС_6
NASA

По данным NASA, команда Экспедиции 61 проводит исследования, посвященные темной материи, защите жизненно важных органов от радиации, использованию роверов для будущих исследований на Луне и Марсе. Всего экипаж проведет 250 научных исследований в различных областях, включая биологию, науку о Земле и развитие технологий.

Американские астронавты Кристина Коч и Джессика Меир, которые осуществили первый в истории женский выход в открытый космос, как раз являются частью Экспедиции 61.

Предполагается, что Коч, прибывшая на станцию ранее других членов экипажа, — в марте 2019 — также установит рекорд самого длительного пребывания женщины в космосе. Этим она побьет достижение Пегги Уитсон, которая провела в космосе 289 суток.