Секс без обязательств или любовь. Какие отношения связывали неандертальцев с людьми

Фото: tsn.ua

Наличие генов неандертальцев у людей свидетельствует о том, что тысячи лет назад они имели интимные отношения с гоминидами.

Сейчас почти у каждого человека есть примерно от 2 % процентов неандертальских генов. Анализ генома неандертальцев установил, что люди спаривались с ними в течение тысяч лет. Как недавно выяснилось, гены неандертальцев могут быть даже у жителей Африки, хотя ранее считалось иначе.

Однако чем были обусловлены интимные отношения – просто половым влечением или любовью между представителями двух видов? Читайте в материале ТСН.ua

Привлекательность неандертальцев

Существует ошибочное представление, что неандертальцы были предками Homo Sapiens, и что последние из них эволюционировали. Это не совсем так. Неандертальцы и современные люди имели общего предка рода Homo, от которого отделились в отдельные виды около 500 тысяч лет назад, отмечает Vox.

Впоследствии неандертальцы попали в Европу (раньше, чем Homo Sapiens) и продолжили развиваться уже там. Когда они вымерли около 40 тысяч лет назад, то, вероятно, существовали на планете дольше, чем сейчас современные люди. Вид неандертальцы имели довольно специфический, по сравнению с современными обитателями Земли.

"Неандертальцы были не такими высокими, как люди. Их конечности были не такими длинными, поверхность суставов больше, а кости, как правило, крепче", – отметил в комментарии Vox Бернар Вуд, палеоантрополог университета Джорджа Вашингтона.

Фото: tsn.ua

Одними из наиболее характерных черт были также: толстый, сферический череп, брови, которые выступают, и маленький лоб. Из-за таких массивных тел неандертальцы, вероятно, нуждались в еде, которая на 600-700 калорий больше, чем современные люди. Однако насколько привлекательными они были для Homo Sapiens – трудно сказать.

"Существует много способов распознавания видов. Но есть один, который я считаю особенно интуитивно понятным и практичным. Он называется "специфическая система распознавания партнеров". Вы спариваетись с лицами, с которыми вам комфортно, и которых вы узнаете", – отметил Вуд.

По ему мнению, возможно, "специфические системы распознавания партнеров" у неандертальцев и людей наложились друг на друга таким образом, что сделали их привлекательными для людей.

Интимные отношения

То, что неандертальцы и люди имели секс, доподлинно известно благодаря труду шведского ученого Сванте Пъябо, который в значительной степени изобрел такую отрасль как палеогенетика, говорится в материале Vox.

В 1997 году ученый стал первым, кому удалось получить ДНК неандертальца из крохотного кусочка плечевой кости лица, которому было 40 тысяч лет. Достижение дало начало "Проекту по установке генома неандертальца", целью которого было полностью расшифровать геном неандертальца из ископаемых остатков представителей вида. А уже впоследствии ученые опубликовали весь геном (создан на основе большого пальца женщины-неандертальца, которая жила 50 000 лет назад в Сибири) в издании Nature.

Исследовав его, ученые заметили, что определенные гены имели очень странный вид – они были значительно более похожи на человеческие, чем если бы это просто было связано с наличием общего предка.

"Я не думаю, что кто-то серьезно верил – по крайней мере, в генетике – что произошла гибридизация", – отметил Джош Аки, исследователь генома из Университета Вашингтона.

Smithsonian

Однако улики указывали именно на это. Поэтому ученые начали исследовать ДНК, пытаясь исследовать, когда и как неандертальцы могли иметь отношения с Homo Sapiens. Мутации в геноме является достаточно распространенным явлением. Многие из них совершенно не влияют на здоровье, однако служат своеобразным "серийным номером", что помогает определить, с которой части мира пришли предки человека и когда именно.

Благодаря этому ученые выяснили, что скрещивание произошло около 50000 – 60000 лет назад, отмечает Адам Сиепель, исследователь из генетики в Cold Spring Harbor Laboratory. Примечательно однако, что Сипель нашел доказательства и более раннего спаривания, чем это.

В полностью секвенированном геноме неандертальца, опубликованном 2014 года, он обнаружил несколько генов человека, датируемые таким временным отрезком, как 100 000 лет назад.

"Вместо того, чтобы найти неандертальские сегменты в современных геномах человека, мы определили сегменты генома современного человека в геноме неандертальца", – рассказал исследователь. Это означает, что отношения между Homo Sapiens и неандертальцами были не единичным случаем. Однако, как часто они имели интимные отношения?

"Мы пытались выяснить это, и это очень сложно. Количество может варьироваться от нескольких сотен до тысяч – мы не знаем наверняка", – отметил Сиепель

Сексуальная совместимость

Насчет физической совместимости неандертальцев с Homo Sapiens доподлинно известно одно – их половые органы, вероятно, были значительным образом подобны человеческим.

"Большинство приматов, и в целом много млекопитающих, имеют определенный "позвоночник" на своих пенисах – небольшой выступ, покрытый твердым материалом, как правило, кератином, что изгибается к основанию полового члена", – отмечает Джон Хоукс, антрополог университета Висконсина. У неандертальцев-мужчин, подобно людям, такие "хребты" отсутствуют.

О женщинах доподлинно известно меньше. Так, Филипп Рено, антрополог, который был в составе группы, которая занималась анализом генома неандертальцев, в комментарии Vox отметил, что "не очень осведомлен относительно доказательств анатомии мягких тканей неандертальцев".

Однако в комментарии Vox предположил, что у женщин Homo Sapiens, в отличие от большинства приматов, не существует никаких внешних проявлений овуляции, поэтому у неандертальцев, вероятно, было так же.

"Я не имею никаких причин сомневаться в том, что неандертальцы, подобно людям, имели скрытую овуляцию", – подчеркнул исследователь.

Существоваа ли межвидовая любовь

Когда именно неандертальцы впервые встретились с современными людьми, неизвестно. Долгое время считалось, что это произошло после того, как современные люди покинули Африку и добрались до Европы и Среднего Востока, где уже жили неандертальцы. Однако недавно гены неандертальцев удалось найти у жителей Африки, что несколько противоречит этому.

Как бы там ни было, встреча с неандертальцами, вероятно, была большим шоком для Homo Sapiens. Люди встретили существ, которые имели в значительной степени выглядели так же, однако во многом были совсем другими.

"Если подумать, это как увидеть шимпанзе вблизи, вы чувствуете мгновенное ощущение родства: вы узнаете манеры и видите нечто в выражении лица. Неандертальцы были бы в 10 раз более похожими на людей, чем шипманзе. А следовательно, люди испытывали как сильное чувство родства, так и "иначести"", – отмечает Сиепель.

Как Homo Sapiens повели бы себя в таком случае – "подружились" с представителями другого вида, или встретили их агрессией?

Фото: tsn.ua

О поведении неандертальцев и их эмоциональных способностях известно не так много. Однако человеческая история предлагает несколько вариантов развития событий. Так, когда люди прибывают в новые земли, они обычно силой завоевывают людей, которые имеют отличный от них вид.

"Когда мы смотрим на историю и видим, сквозь что прошли австралийские аборигены, коренные американцы и жители Острова Пасхи, трудно сказать, что в случае с неандертальцами было бы лучше", – отметил Хоукс. Ученый, однако, отмечает, что не исключением является то, что древние Homo Sapiens даже не заметили, насколько неандертальцы являются несхожими.

Насилие или любовь

Однако, на чем именно базировались отношения неандертальцев и Homo Sapiens – на насилии или на любви? Выяснить это могло бы помочь направление потока генов. Именно оно может указать на то, имели ли мужчины неандертальцы отношения с женщинами Homo sapiens, или же это были мужчины Homo Sapiens и женщины неандертальцев.

В первом случае можно было бы предположить, что в отношениях между двумя видами было меньше насилия и больше интереса. Однако пока вопрос остается открытым и любили ли отдельные неандертальцы и люди друг друга, доподлинно неизвестно.

Автор научно-популярных романов Роберт Сойер, который написал книгу "Гоминиды" о неандертальце, который влюбился в человека, считает, что в реальности интимные отношения между представителями двух видов вряд ли происходили по согласию.

"Я хотел бы описать романтическое повествование о ужине со свечами над стейком мамонта, однако, мне кажется, что обмен генами между видами, вероятно, был неумышленным", – считает он, однако не отрицает идеи, что между отдельными представителями двух групп действительно могли зародиться романтические чувства.

"Они совершенно точно могли влюбиться. Эмоция любви свойственна меньшим приматам, таким как шимпанзе, бонобо, а также гориллам, которые явно показывают любовь к своим детям и партнеров. Поэтому, учитывая это, наши предки могли любить, общие потомки людей и неандертальцев могли любить, и сами неандертальцы также", – отметил он.

Как жили гибриды неандертальцев и людей

В любом случае, все, что известно науке, – это то, что потомки людей и неандертальцев определенным образом попали в человеческую популяцию. То, что гены неандертальцев присутствуют в ДНК людей, свидетельствует о том, что гибриды двух видов допускались в общину на столь достаточном уровне для того, чтобы создать семью.

Генетики, однако, предполагают, что вполне вероятно то, что гибриды неандертальцев и людей были более болезненными, чем их сверстники. Не все из них, вероятно, могли иметь детей, а у некоторых был ряд недостатков.

Так, генов неандертальцев в человеческой ДНК почти нельзя найти в регионах, связанных с речью, знанием языков и нервными функциями.

"Интересно размышлять о том, что это объясняется тем, что, возможно, гибриды были трудности с речью или пониманием языков как таковыми", – отметил Аки.

Сейчас учеными доказано, что гены неандертальцев увеличивают риск депрессии или образования тромбов. Однако некоторое "наследство" неандертальцев является полезным и дает определенные эволюционные преимущества. Так, например, многие гены неандертальцев можно найти в участках ДНК, отвечающих за протеин в коже и волосах.

Напомним, исследователи нашли самые старые останки современного человека, найденные за пределами Африки. Это может полностью изменить представление о миграции Homo Sapiens и их появлении на территории Европы. О чем говорится в контраверсионном труде - читайте в материале ТСН.ua.

Статья из подборки новостей:
Невероятные археологические открытия