Ученые нашли в рыбах участки ДНК, которые способны регенерировать части тела

Это открытие дает простор для многих исследований.

Ученые узнали, что миноги и костистые рыбы могут отращивать даже фрагменты спинного мозга, что невозможно для млекопитающих.

Вопрос исследовала группа Алехандро Санчеса Альварадо из Института медицинских исследований имени Стоуерса в Канзасе, передает журнал Science.

Ученые считают, что эти способности контролируются регулированием соответствующих генов. Такие регуляторные элементы — участки ДНК, расположенные рядом с самыми генам — их называют "усилителями регенеративной ответы" (RRE, Regeneration-Responsive Enhancers).

Авторы исследования рассмотрели геномы двух видов рыб: данио-рерио (Danio rerio) и нотобранха Фурцера (Nothobranchius furzeri), которые способны отращивать утраченные хвостовые плавники. Этих рыб разделяет около 230 000 000 лет раздельной эволюции. Вероятно поэтому, гены, которые активировались в них после ампутации, практически не совпадали.

науковці, риби, днк
sciencenews.org

Важнейшим из генов, которые проявляли активность при регенерации и у рыб, и у мышей, оказался ген INHBA, кодирующий регуляторный белок ингибин бета А. В свою очередь, активность INHBA контролировалась расположенной по соседству незакодированной последовательностью — RRE. У рыб эти последовательности были практически одинаковы, но у людей выглядят совершенно иначе.

Дополнительные эксперименты подтвердили их роль. Удаление у рыб RRE или замена на человеческие нарушало их способности к отращиванию ампутированных плавников.

Напомним, ранее сообщалось, что команда исследователей создала биосинтетический полимер, созданный по образцу кольцевых зубов кальмара, который является самовидновлюваним и биоразлагаемым. По словам ученых, он будет полезен не только в роботостроении, но и в защитных костюмах, разрывы в которых могут стать катастрофическими.

Видео Карта памяти человека: что мы знаем о ДНК сегодня

Сегодня молекула ДНК празднует свой день рождения. Точнее, день открытия. 25 апреля 1953 года группа британских ученых Кембриджского университета открыли структуру ДНК. 65 лет расшифровка генома человека - приблизилась финала. Что стало важным шагом развития медицины. Ученые научились не только противостоять таким болезням, как рак. Но и предотвращать страшном недуге. Как это сделать - смотрите далее.

Карта памяти человека: что мы знаем о ДНК сегодня