Ученые натолкнулись на редкий скелет неандертальца. Находка на "цветочном захоронении" возрождает давний спор

Фото: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Missile_boat_Pori_South_Harbor_1.JPG

Предварительные работы на месте находки развернули дискусую о "человечности" и развитости культуры неандертальцев.

В известной в науке пещере Шанидар на территории Ирака исследователи нашли первый за десятилетие "сочлененный" скелет неандертальца – то есть такой, в котором кости расположены в изначальном положении. Место захоронения, названное "цветочным", вызывает споры у ученых не первый год.

Об этом пишет ВВС.

Так, во время раскопок в Шанидар в 1950-х и 60-х годах были обнаружены неполные останки десяти неандертальцев, мужчин и женщин. Тогда археологи обнаружили, что некоторые из захоронений были сгруппированы вместе, а также нашли большую концентрацию цветочной пыльцы.

Исследователь, который руководил этими исследованиями, Ральф Солецки из Колумбийского университета в Нью-Йорке, заявил, что удалось найти свидетельства, что неандертальцы хоронили своих мертвецов с цветами. Это "цветочное захоронения" захватило воображение публики и положило начало многолетним спорам. Дело в том, что цветочная интерпретация предполагала, что наши эволюционные родственники имели довольно сложную культуру, тогда как распространенной на то время была мысль, что неандертальцы были очень примитивные и глупые.

Новая находка содержит верхнюю часть туловища и раздробленый череп человека среднего или старшего возраста. До этого подобный экземпляр неандертальца находили в Сима-де-лас-Паломас в 2006-2007 и на Кова Форада 2010-го. Оба места расположены на юго-востоке Испании.

Ведущий автор исследования доктор Эмма Померой из Кембриджского университета говорит, что новый скелет, который получил название Шанидар Z, даже более полный и хорошо сохранившийся, чем предыдущие находки.

Как пояснила ученая, во время исследований отношения неандертальцев к умершим, приходится вынужденно обращаться к находкам, сделанным более полувека назад, когда археологические методы были более ограничены. "Получение первичных образцов такого качества на этом известном месте с неандертальцами позволит нам использовать современные технологии, чтобы исследовать все - от древней ДНК до вопросов о способах погребения неандертальцев и их сходстве с нашими", - добавила она.

© Graeme Barker

Ральф Солецьки умер в прошлом году в возрасте 101 года, так и не успев провести дальнейшие раскопки на своем самом известном месте, несмотря на несколько попыток.

В 2011 правительство Курдского региона обратилось к профессору Грэму Баркеру из Кембриджского института археологии Макдональда с просьбой посетить пещеру Шанидар.

При поддержке Солецки начальные раскопки стартовали в 2014, но их пришлось прекратить через два дня, когда "Исламское государство" подошло близко к месту. Работы возобновились в следующем году.

Как рассказал профессор Баркер, группа исследователей собиралась датировать окружающие отложения пород, и даже не ожидала найти скелет. Предварительный анализ показал, что образцу более 70 тысяч лет. Его пол пока не определили.

© Graeme Barker

"Новые раскопки указывают, что некоторые из этих тел были похоронены на дне канала пещеры, который проложила вода, а потом его умышленно дорыли, чтобы сделать глубже", - сказал профессор Грэм Баркер. "Существуют убедительные доказательства того, что Шанидар Z был намеренно похоронен", - добавил он.

Напомним, исследователи нашли самые старые останки современного человека, найденные за пределами Африки. Это может полностью изменить представление о миграции Homo Sapiens и их появление на территории Европы. О чем говорится в контраверсионном труде - читайте в материале ТСН.uа.

Украина ледникового периода