Ученые обнаружили внутри ледника в Китае 28 неизвестных ранее вирусов. Могут ли древние организмы вернуться к жизни

Фото: Associated Press

Из-за глобального потепления ледники и вечная мерзлота, в которых хранятся древние патогены, стремительно тают.

Сейчас по миру стремительно распространяется неизвестный науке ранее вирус из Уханя. Однако в прошлом в мире существовало огромное количество незнакомых нам вирусов. Сейчас "реестр" древних патогенов сохраняется в вечной мерзлоте или в ледниках.

Одним из крупнейших "хранилищ" древних патогенов является ледник, расположенный на Тибетском плато. В течение 15 тысяч лет он служил сейфом для совокупности древних замороженных вирусов, передает The Vice.

Ученые заглянули внутрь этого "холодильника" и обнаружили внутри почти три десятка невиданных групп патогенов. Что о них известно и стоит человечеству бояться возвращения древних болезней - читайте в материале ТСН.ua.

Хранилище неизвестных человечеству вирусов

Сенсационное исследование в bioRxiv опубликовала команда американских и китайских ученых. Исследователи отправились в Тибет 2015 года, чтобы изучить образцы льда из одного из старейших ледников в мире.

Первый образец был собран еще в 1992 году. Однако на то время не существовало ни одного специального метода, который бы позволил избежать неизбежного микробного загрязнения, к которому приводит сверления льда, обращения с ней и ее транспортировки.

Иначе говоря, внешне образцы были загрязненными, однако изнутри чистыми. Чтобы избежать этого во время второго сбора образцов, команда исследователей создала новый протокол для отбора проб ультрачистых микробов и вирусов.

Чтобы добраться незагрязненной части ледяных ядер, ученые установили специальную лабораторию в холодном помещении, где температура была не больше -5 градусов по Цельсию, и использовали стерилизованную ленточную пилу, чтобы отрезать 0,5 сантиметра льда от внешнего слоя. Затем исследователи промыли ледяные ядра этанолом и расплавили еще 0,5 сантиметра льда. Другие 0,5 сантиметра смыли стерильной водой.

Устранив полтора сантиметра, исследователи в конце концов достигли незагрязненного образца, который они могли изучить. И только после этого прибегли к микробиологическим техникам, чтобы определить, какие именно микробы входили в состав образцов.

Фото: ТСН.ua

Внутри ледяных ядер ученые обнаружили 33 группы разных родов вирусов. Они сравнили найденные популяции с известными вирусами и узнали, что 28 образцов вирусов ранее нигде не встречались. Известные же вирусы принадлежали к семействам Siphoviridae и Myoviridae порядка Caudovirales. Примечательно, что микробный состав двух образцов льда также существенно отличался.

"Микробы внутри двух образцов сильно отличались, возможно, из-за того, климатические условия на момент создания "залежей" были очень разными", - отметили авторы работы.

То, что ледник так долго хранил такое большое количество вирусов – совсем не редкость.

"Мы очень далеки от того, чтобы собрать все многообразие вирусов, которые существуют на Земле", - отметила в комментарии Vice Шантал Абергель, научная сотрудница экологической вирусологии во Французском национальном центре научных исследований, который не был причастен к исследованию.

И, как отмечают авторы исследования, из-за климатических изменений шансы найти подобные "банки вирусов" в других ледниках становятся все меньшими.

Грозит ли миру возвращение древних болезней

Увеличение глобальных температур приводит к тому, что ледники по всему миру тают и высвобождают древние микробы и вирусы, которые в течение десятков или даже сотен тысяч лет хранились в них.

"Как минимум, это может привести к потере микробных и вирусных архивов, которые могут выполнять диагностическую и информативную функцию относительно климата прошлого. Как максимум – это ледовое хранилище может выпустить болезнетворные микроорганизмы в окружающую среду", - отмечают авторы работы.

Так, например, глобальное потепление и таяние вечной мерзлоты уже привели к первой за 70 лет вспышке опасной болезни на полуострове Ямал, расположенном на севере Западной Сибири. Тогда вследствие опасной болезни погибло 2000 оленей. 96 человек госпитализировали. Мальчик в возрасте 12 лет погиб.

Фото: ТСН.ua

Эксперты пришли к выводу, что "появление сибирской язвы было вызвано активностью "старых" мест заражения вследствие аномально высокой температуры (ред. – до 35°C) в регионе, что вызвало таяние участков на аномальной глубине".

Споры сибирской язвы могут оставаться живыми на протяжении тысяч лет (до 2 500), поэтому когда лед растаял, а температура поднялась, они вновь активизировались. Ученые считают, что в недрах Сибири могут ждать своего времени и другие опасные болезни, например, оспа или бубонная чума.

Фото: ТСН.ua

В 2005 году ученые NASA успешно оживили бактерию, которая находилась 32 тысячи лет в замерзшем ручье Аляски. Микроб, известный как Carnobacterium pleistocenium, замерз еще тогда, когда по Земле ходили мамонты, однако как толькр лед растаяла – начал плавать.

В 2014 году французские исследователи также провели эксперимент и подвергли действию тепла вирус возрастом 30 тысяч лет, найденный в вечной мерзлоте, чтобы выяснить, способен ли он вернуться к жизни. Патоген ожил и был до сих пор способен поразить свою цель – одноклеточную амебу.

Все это указывает на то, что если ледники действительно растают, к жизни может вернуться большое количество неизвестных и потенциально опасных вирусов.

"Опасность, что находится во льду, является реальной, и с увеличением таяния во всем мире риски выброса патогенных микробов также растут", – отмечает Скотт Роджерс, профессор американского Государственного университета Боулинг-Грин и автор книги Defrosting Ancient Microbes: Emerging Genomes in a Warmer World.

Примечательно, однако, что некоторые давно забытые болезни до сих пор ходят Землей. В придачу – эпидемии, которые потрясли мир лишь недавно. В Китае сейчас ширится неизвестный ранее вирус - медики зафиксировали уже 300 случаев инфицирования. Как атакуют самые страшные болезни современности - смотрите в материале ТСН.ua. .