Ученые "обвинили" неандертальцев в человеческой уязвимости к новому коронавирусу

Ученые нашли два места в геноме испанцев и итальянцев, связанных с большим риском. Одно из них - неандертальский сегмент в 3-й хромосоме человека.

Согласно новому исследованию, участок ДНК, который связан с Covid-19, был передан от неандертальцев 60 тыс. лет назад.

Об этом говорится на New York Times.

Ученые еще не знают, почему именно этот сегмент увеличивает риск тяжелого заболевания COVID-19. Но новые результаты, которые еще не опубликованы в научном журнале, показывают, как некоторые подсказки для здоровья современного вытекающих из давней истории.

Этот эффект скрещивания, который произошел 60 тыс. лет назад, до сих пор имеет влияние сегодня.
Джошуа Ейкі, генетик из Принстонского университета

Исследование показало, что этот фрагмент генома, который охватывает шесть генов в третьей хромосоме человека, совершил удивительное путешествие по истории человечества. Эта часть генома распространена в Бангладеш, где 63% имеют по крайней мере одну копию. По всей Южной Азии почти треть людей унаследовала этот сегмент.

Однако в других местах этот сегмент встречается гораздо реже: только 8% европейцев и 4% в Восточной Азии. В Африке же он почти отсутствует. Пока непонятно, какова эволюционная модель вызвала распространение части генома за последние 60 тыс. лет.

Исследователи только начинают понимать, почему Covid-19 более опасен для некоторых людей, чем для других. Люди пожилого возраста чаще болеют, чем молодые; мужчины подвергаются большему риску, чем женщины.

Социальное неравенство тоже имеет значение. В США темнокожие люди гораздо чаще могут серьезно заболеть  коронавирусом. Скорее всего, причинами являются системный расизм в стране. Из-за этого у темнокожих людей высокий уровень хронических заболеваний, таких как диабет, а также условия жизни и работы, которые могут увеличить влияние вируса

Гены тоже играют свою роль. В прошлом месяце исследователи сравнили людей в Италии и Испании, которые сильно заболели COVID-19, с теми, у кого были только легкие инфекции. Они нашли два места в геноме, связанных с большим риском. Один из них расположен в 9-й хромосоме и отвечает за группу крови, а второй - это неандертальский сегмент в 3-й хромосоме человека.

Новые данные показали еще более сильную связь между заболеванием и сегментом 3-й хромосомы. Люди, которые несут две копии варианта, втрое чаще страдают от тяжелой болезни.

После появления новых данных генетик из Каролинского института в Швеции Хьюго Зеберг решил выяснить, действительно ли передалась эта часть ДНК людям от неандертальцев. Около 60 тыс. лет назад некоторые предки современных людей вышли из Африки и охватили Европу, Азию и Австралию. Эти люди встречали неандертальцев и скрещивали свои гены. Как только ДНК неандертальцев вошла в наш генофонд, она распространилась в следующих поколениях после того, как неандертальцы вымерли.

Оказалось, что большинство генов неандертальцев вредны для современного человека. Они могли быть бременем для здоровья людей или усложнять возможность иметь детей. В результате гены неандертальцев стали реже встречаться, и многие из них исчезли из нашего генофонда.

Но некоторые гены стали достаточно распространенными. В мае доктора Зеберг, Паабо и Джанет Келсо из Института Макса Планка обнаружили, что у одной трети европейских женщин есть рецептор гормона неандертальца. Это связано с повышенной рождаемостью и меньшим количеством выкидышей.

Доктор Зеберг знал, что другие неандертальские гены, которые распространены сегодня, даже помогают бороться с вирусами. Когда современные люди проникли в Азию и Европу, они, возможно, столкнулись с новыми вирусами, против которых у неандертальцев уже сформировалась защита. С тех пор человеческий организм сохранил эти гены.

Доктор Зеберг обнаружил, что часть 3-й хромосомы, которая повышает риск тяжелой болезни Covid-19, - это та же версия, что была у неандертальца, который жил в Хорватии 50 тыс. лет назад.

Напомним, согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Cell, генетическая вариация нового коронавируса, который доминирует сейчас в мире, заражает клетки человека с большей готовностью, чем оригинал, который появился в Китае.