Ученые предупреждают о начале массового вымирания на Земле. Чем это грозит планете и людям

Фото: tsn.ua

Предыдущим масштабным вымиранием было то, что уничтожило динозавров в течение Мелового периода.

Массовым вымиранием обычно считается потеря примерно 75% всех видов, существующих на Земле в течение небольшого в геологическом смысле промежутка времени – он должен быть меньшим чем 2,8 млн лет.

От времен Кембрийского периода, который начался около 540 миллионов лет назад, были только 5 больших периодов вымирания ,которые бы соответствовали этим критериям, пишет Science Alert. Однако в последнее время ведется все больше разговоров о том, что еще один, шестой период массового вымирания уже начался.

Действительно ли это так и чем подобный феномен угрожает планете и людям – читайте в материале ТСН.ua.

Пять периодов вымирания

Периоды массового вымирания, которые характеризуются уничтожением меньшей мере 75% біорізноманітті, в истории случались неоднократно - в среднем, каждые 100 миллионов лет, начиная с Кембрийского периода.

Каждый период массового вымирания длился от 50 тысяч до 2.76 миллионов лет. Первый пришелся на конец Ордовикского периода, около 443 миллионов лет, и уничтожил свыше 85 процентов всех видов.Причиной катастрофы тогда стал климат. Сначала наступило глобальное обледенение (ледниковый период), а впоследствии – внезапно потеплело.

Второй период массового вымирания состоялся примерно 374 миллионов лет назад, в конце Девонского периода. В результате него погибло 75% всех видов, большинство из которых были беспозвоночными, которые проживали на дне тропических морей.

Этот период в прошлом планеты характеризовался сильными изменениями в уровне моря и изменчивостью климата. Примечательно, что именно в этот период растения начали постепенно разрастаться высохшей ранее землей, а глобальный уровень углекислого газа на планете резко снизился. Дополняли ситуацию трансформация почвы и периоды, когда уровень кислорода был достаточно низким.

Фото: tsn.ua

Однако первый и второй периоды массового вымирания были относительно несерьезными по сравнению с третьим, который произошел в течение Пермского периода около 250 миллионов лет назад. Тогда планета была практически опустошена - погибло более 95% всех видов, которые ее населяли.

Что повлекло глобальную катастрофу – до сих пор доподлинно неизвестно. Однако существует несколько гипотез. Одна из самых популярных – удар астероида, в результате которого воздух стал замусорен мелкими частицами, что привело к созданию неблагоприятных для жизни многих животных условий.

Другие вероятные причины – извержение вулкана (что привело к увеличению углекислого газа в атмосфере) или же поступление воды с низким содержанием кислорода вглубь океана. Через 50 миллионов лет после Пермского вымирания наступило еще одно массовое вымирание – Триасовое.

Оно привело к уничтожению около 80 % видов, населявших планету. Вероятная причина - колоссальная геологическая активность в Атлантическом океане, которая бы повысила концентрацию CO2 в атмосфере, увеличила глобальные температуры и привела бы к окислению океанов.

Последний и наиболее известный период массового вымирания пришелся на Меловой период. Именно в течение него погибло 76% всех видов, в том числе величественные динозавры.

Вымирание гигантов позволило млекопитающим освоить новые среды обитания, что в конечном итоге поспособствовало возникновению людей. Наиболее вероятной причиной вымирания в Меловой период являются удар астероида или извержение вулкана (не исключено однако, что могло случиться и одно, и другое). Теория об уничтожении динозавров ударом астероида имеет достаточно весомое подтверждение – огромный импактный кратер, расположенный на полуострове Юкатан. Он имеет название Чиксулуб и шириной свыше 150 километров.

Шестая волна вымирания

Данные, собранные на основе предыдущих периодов массового вымирания, свидетельствуют о том, что при отсутствии влияния человека на природу, виды животных и растений живут около 1 млн лет.

Однако ученые отмечают, что антропогенные факторы способны существенно сократить их жизнь. Уничтожение и разрушение естественной среды обитания животных, использование животных ресурсов (вроде вылова рыбы и охоты), химическое загрязнение, а также распространение в определенных местностях несвойственным им видов и глобальное потепление существенно увеличивают вероятность стремительного исчезновения биоразнообразия.

Ученые отмечают, что современные темпы вымирания могут превышать те, что были до появления человека, минимум 10, а максимум – в 10 000 раз. В публикацииThe Conversation отмечается, что ускорение темпов может свидетельствовать о начале нового, шестого периода массового вымирания.

Соответственно Красному списку видов под угрозой исчезновения Международного союза охраны природы, сейчас уменьшается количество и регион распространения 32% всех видов.

Так, от 1970 года исчезло около 60% всех позвоночных. Недавно стало известно также о существенном сокращении популяции насекомых – в соответствии с исследованием, опубликованном в журнале Biological Conservation, более 40% видов постепенно исчезают во всем мире, а треть находится на грани полной гибели.

За последние 50 лет исчезло и 90 видов амфибий. А более 500 видов – сократились в количестве. Неутешительные выводы, указывающие на то, что Земля уже вероятно столкнулась с шестым периодом вымирания, в этом году опубликовали и в ООН.

Так, в докладе Межправительственной научно-политической платформы по биоразнообразию и экосистемных услуг IPBES отмечается, что глобальный показатель вымирания видов уже "превышает средние показатели за последние 10 миллионов лет в десятки, если не в сотни раз".

А если не прибегнуть к решительным действиям, эта тенденция только будет продолжаться. Авторы труда отмечают, что от 500 тысяч до 1 миллиона видов живых организмов, населяющих планету, грозит исчезновение.

Почему это опасно

Исследование, опубликованное 2018 года в Scientific Reports, указывает на то, что потеря даже одного вида может иметь потенциально опасные для будущего последствия и создать так называемый "эффект домино", что может истребить всю систему. Ведь, например, цветы не смогут выжить без насекомых, способных их опылить.

"Если не принимать во внимание подобное со-вымирание, это умаляет последствия от потерь одного вида в результате таких явлений, как изменения климата, в 10 раз", - отметил в пресс-релизе соавтор исследования Криди Брэдшоу.

Примечательно также, что если вымирание будет продолжаться и дальше, восстановиться после него будет не просто. Так, в работе, опубликованной в журнале Nature Ecology and Evolution, отмечается, что чтобы оправиться от массового вымирания, которое уничтожило динозавров, у планеты ушло около 10 миллионов лет.

"Потерю биоразнообразия не удастся восстановить менее чем за миллионы лет. Поэтому когда мы представляем себе уничтожение экосистем коралловых рифов, тропических лесов, полей или чего-либо другого, стоит понимать, что в человеческом понимании эти потери будут невосполнимыми", - сказал в комментарии Business Insider соавтор исследования Крис Ловери.

Вследствие исчезновения биоразнообразия напрямую пострадают люди, ведь это приведет к постепенному сокращению запасов питания. Как человечество сможет спастись, если в результате техногенной или природной катастрофы еды станет мало - читайте в материале ТСН.ua.

Статья из подборки новостей:
Как меняется климат