Открытие меняет представление о мощности гамма-вспышек - самых сильных вспышек во Вселенной.

В январе 2019 года астрономам удалось зафиксировать в космосе самый яркий поток света в истории. Он был образован сверхмощной вспышкой гамма-излучения в удаленной от Земли на миллионы лет галактике.

Поток света содержал в 100 миллионов раз больше энергии, чем свет, который является видимым человеческому глазу, говорится в исследовании, опубликованном в Nature.

Гамма-вспышки происходят без предупреждения и длятся всего несколько секунд, из-за чего у ученых было мало времени, чтобы заметить аномальное явление. Что известно о загадочном феномене и как он образовался – читайте в материале ТСН.ua.

Вспышки гамма-излучения

Вспышки гамма-излучения – самые мощные взрывы, которые происходят во Вселенной. В космосе они случаются почти каждый день. Астрономы считают, что происходят они в результате столкновения нейтронных звезд или сверхновых – событий, в ходе которых звезды тратят все свое топливо, становятся жертвами своей собственной гравитации и превращаются в черные дыры.

"Вспышки гамма-излучения – самые мощные взрывы во вселенной и обычно излучают больше энергии за несколько секунд, чем наше Солнце за всю свою жизнь. Их сияние можно увидеть сквозь почти всю видимую вселенную", - отметил специалист по гамма-излучению Дэвид Берг в пресс-релизе.

Послесвечение, которое образуется в результате вспышек, которые длятся считанные секунды или минуты, является заметным еще в течение нескольких часов или даже дней после вспышки. Предыдущие исследования предполагали, что подобные вспышки могут генерировать чрезвычайно мощные гамма-лучи, однако доказательств этого было не много.

"Большинство из того, что мы узнали о вспышках гамма-излучения в течение последних нескольких десятилетий, было получено в результате наблюдения за их послесвечением на низких энергиях", - отметила исследовательница NASA Элизабет Хейс.

Однако недавно ученым удалось зафиксировать свет с фотонами, энергия которых превышала 100 миллиардов электрон-вольт. Это в 100 миллиардов раз энергичнее, чем оптический свет к которому чувствителен глаз человека, и в 100 миллионов раз мощнее, чем рентгеновские фотоны, которые применяются в течение процедуры рентгена.

Аномально яркий свет

Самый яркий свет, образованный в результате гамма-вспышек, был зафиксирован с помощью телескопа Swift и гамма-обсерватории Ферми от NASA. Первую вспышку, известную как GRB 180720B, ученые зафиксировали в июне 2018 года на расстоянии около 7 миллиардов световых лет от Земли.

Тогда поток высокоэнергетического света поступил через 10 часов после первичного взрыва, а сам свет продолжался еще в течение 2 часов в фазе послесвечения.

Вторая вспышка, GRB 190114C, которая является самой мощной на этот момент, была зафиксирована 14 января 2019 года. Она произошла в галактике, расположенной на расстоянии 4 миллионов световых лет от Земли.

14 января два спутники NASA зафиксировали взрывы в галактике, расположенной на расстоянии 4 миллионов световых лет.

гамма-випромінювання, інфографіка
tsn.ua

За 22 секунду космические телескопы – Swift и Гамма-обсерватория Ферм – прислали координаты взрыва астрономам по всей Земле.

А в течение следующих 27 секунд астрономы на Канарских островах повернули систему наземных телескопов MAGIC в направлении соответствующей точки на небе. Впоследствии к наблюдениям присоединились и 20 других наземных обсерваторий.

В обоих случаях ученые зафиксировали чрезвычайно энергетические гамма-лучи. Вследствие вспышки GRB 180720B в 2018 году массив телескопов High Energy Stereoscopic System в Намибии обнаружил гамма-излучение энергией от 100 до 440 миллиардов электронных вольт. А после GRB 190114C два телескопа MAGIC обнаружили гамма-лучи с энергией от 200 млрд до 1 трлн электрон вольт.

"Сейчас это фотоны с наибольшей энергией, когда-либо замеченной в результате гамма-вспышек", - отметила Элиза Бернардини, специалист по гамма-лучам, в пресс-релизе.

На основе исследования этих вспышек, ученые озвучили мысль, что до этого им, вероятно, не удавалось зафиксировать и половину энергии, которую способны образовать вспышки гамма-излучения.

Электроны и фотоны

Предыдущие исследования предполагали, что большинство гамма-лучей в этих вспышках заряжены электронами, которые направляются практически на скорости света сквозь мощные магнитные поля. Однако авторы новой работы отмечают, что гамма-лучи становятся высокоэнергетическими благодаря другому явлению.

На основе исследования света, ученые озвучили мысль, что наиболее исполненный энергией свет, образованный в результате гамма-вспышек, вероятно возникает от столкновения фотонов с электронами, заряженными энергией от вспышек.

Простыми словами, фотоны и электроны "жмут друг другу руки и обмениваются энергией". Так, как отметил в интервью Space.com астрофизик Розмик Мирзоян из Института физики Макса Планка в Мюнхене, в результате такого взаимодействия фотоны наполняются мощной энергией, а электроны теряют ее.

Ученые надеются на то, что в будущем им удастся зафиксировать больше высокоэнергетических гамма-лучей, образованных в результате вспышек. Подобная информация позволит лучше понять "физику вспышек гамма-излучения и их взаимодействие с окружающей средой".

Видео Впервые в истории в открытый космос вышли две женщины без сопровождения мужчин

Американки Кристина Кох и Джессика Мейр имеют сверхсложная задача - самостоятельно поменять сломанный блок управления мощностью и вернуться с ним обратно. 5,5 часов - столько понадобится времени этим двум отчаянным женщинам, чтобы завершить миссию.

Впервые в истории в открытый космос вышли две женщины без сопровождения мужчин