Украина планирует через два года запустить в космос собственный спутник: какие задачи он будет решать

Наша страна до сих пор входит в десятку космических держав мира, но позиция сейчас довольно шаткая.

На этой неделе в СНБО сообщили, что в Украине появится министр, который будет отвечать за развитие космической отрасли. И это не удивительно. Потому что, как выяснил ТСН.Тиждень, у нашей страны остался шанс не потерять место в элитном клубе космических держав. Что произошло с державой, которая была третьей в мире по ракетостроению. И собираемся ли мы, как страна, что-то с этим делать, разбирались журналисты.

Доступ к космосу – это, кроме прочего, и привычные нам блага, начиная от телевидения, интернета, прогноза погоды и GPS-навигации в каждом смартфоне и заканчивая космическими технологиями, приспособленными для быта, например, тефлоновой сковородкой на кухне. Впрочем распределение этих благ в мире зависит от того, являетесь вы ракетной державой или нет. И Украина - космическая держава, по крайней мере была.

"Ракеты делали как сосиски на мясокомбинате, десятками единиц в год!" - говорит аналитик.

Объемы были колоссальные. В столице украинского космоса - Днепре - выпускали больше чем половину мирового рынка межконтинентальных баллистических ракет. И это стало главной проблемой - космическая промышленность была направлена исключительно на ядерную войну. Военный стиль наших ракет должен был уступить гражданскому.

Стратегические предприятия остались в собственности государства, но из ядерного клуба Украина вышла. На Киев тогда давили и из Москвы, и из Вашингтона. И без военного заказа уникальные инженеры, конструкторские бюро, редкие производства, которые считались технологической элитой, остались буквально без куска хлеба. Впрочем, люди с мозгами должны были найти выход и это почти удалось.

Чтобы выжить, гиганты - Южмаш и конструкторское бюро "Южное" - были вынуждены самостоятельно искать источники финансирования. В 1995 году оба предприятия стали частью уникального международного проекта "Морской старт". Украина, США, Норвегия и Россия объединились, чтобы построить плавучий космодром на экваторе посреди Тихого океана. Украина для проекта построила более трех десятков "Зенитов".

"Мы делали саму ракету, которая комплектовалась с двигателями из России, но основные производственные процессы – топливные баки, агрегаты, которые подают топливо в двигатель, все эти элементы производились в Днепре ", - говорит аналитик Андрей Колесник.

И в этом международном проекте было слабое звено. Мы не понимали, что работаем со своими прямыми конкурентом в области ракетных запусков. И "Морской старт" вдруг начал "тонуть".

Когда Украина запустит собственный спутник дистанционного зондирования Земли - выяснял ТСН.Тиждень

"Поскольку были аварии, совместное предприятие вошло в минус. Я думаю, что здесь много чего россияне нашептали. Получилось 200 млн долларов, которые мы как государство должны заплатить Боингу", - продолжает специалист.

Был еще один шанс. 15 лет назад Украина заключила договор с Бразилией: мы строим ракету "Циклон-4", а большая латиноамериканская страна – космодром "Алкантара" у экватора на берегу Тихого океана. Такое расположение давало уникальные пусковые преимущества. Позволяло использовать вращение земли. Ракета могла брать больше груза, а обе страны выйти на рынок космических пусков с уникальным ценовым преимуществом. Строительство началось, но Бразилия стала партнером России по политическому блоку БРИК. По крайней мере, объяснить иначе, почему был свернут проект "Алкантара" очень трудно.

"В песок было закопано бразильской стороной 1,5 миллиарда долларов. Мы потратили миллиард долларов. Это огромная куча денег! У нас нет космодрома и нет ракет", - возмущается председатель Государственного космического агентства Украины Владимир Усов.

За годы независимости Украина потеряла 90% потенциала. На некогда мощном заводе "Южмаш" из ста тысяч сотрудников сейчас осталось только пять тысяч. Миллионные долги по зарплате. В конструкторском бюро "Южное" ситуация немного лучше. Спасают международные проекты с США и Евросоюзом.

Первая ступень американской ракеты-носителя "Антарес", которая доставляет тонны оборудования для Международной космической станции, разработана и изготовлена в Днепре. Топливный бак вписан в чужой корпус с ювелирной точностью - просто сейчас собирают уже шестнадцатый "Антарес" . И есть заказ еще на два. "Антарес" доставляет груз NASA на МКС дважды в год. Очередной запуск уже в августе. Так, за украинскими конструкторами американцы, несмотря на карантин, отправили специальный борт. Европейское космическое агентство запускает ракету "Вега", двигатель - украинский.

Но есть ли кому продолжить или хотя бы сохранить те уникальные знания и наработки, которые все еще держат нас в десятке ракетных стран мира. В одном из корпусов Киевской политехники шесть лет назад студенты и преподаватели создали крошечный наноспутник, который сейчас - единственный спутник Украины в космосе.

Единственный украинский спутник, который сейчас на орбите, студенческий. Когда Евгений -тогдашний аспирант КПИ - взялся за конструирование первого в своей жизни спутника, его, признается, откровенно тролили. После длительных расчетов и экспериментов в КПИ получили первый украинский наноспутник весом всего килограмм.

Со спутником связываются через антенну, управляют с телефона. Никакого специального задания аппарата не давали. Только долететь, выйти на связь и как можно дольше существовать.

"Студенты без денег сделали аппарат, запустили его в космос и он работает - работает дольше всех", - с гордостью говорит заведующий лабораторией КПИ Назар Хоминич.

Секрет живучести спутника-рекордсмена в уникальных тайниках, которые защищают все его наноорганы от губительной солнечной радиации. Ибо именно она - главный враг таких приборов. Впоследствии студенты взялись за второй спутник. "Политан-2" сконструировали вдвое больше и тяжелее. Полетел на орбиту уже с задачей – анализировать кислород в верхних слоях атмосферы. И удачно его выполнил. Поэтому изобретатели взялись еще за два спутника. Один хотят отправить в космос с растениями, другой сделать настоящим "оком" над страной.

"Может дать мониторинг поля, мониторинг лесов, мониторинг зоны АТО, человека не увидит, но колонну техники можно будет увидеть спокойно. Мы запланировали не только фото, но и запись видео. При чем мы замахнулись на то, чтобы он вел трансляцию и как минимум в формате 720", - делится разработчик, преподаватель КПИ Евгений Коваленко.

Переоценить выгоду государства от собственного флота спутников невозможно. Один взгляд сверху, и вы знаете, какой будет урожай и чего в стране вдоволь, а что надо посадить. Это колоссальные деньги дополнительно. То же самое в лесном хозяйстве, экологическом мониторинге, потому что видно все выбросы и свалки. Легче сказать, где спутник не заработает нам деньги, чем наоборот. Особенно в военное время.

И в этом деле мы тоже были за шаг до успеха. Сначала наш отечественный аппарат "Сич-1" для дистанционного зондирования земли был аварийно запущенный с Байконура и потерянный. А потом заказанный в Канаде спутник "Лыбидь" заморожен, потому что Украина, после захвата Крыма, потеряла Евпаторийский центр управления. Теперь государство вынуждено покупать дорогие снимки за рубежом. И вопрос не в цене.

"Мы получаем эти данные в то время, когда удобно нашим партнерам. Что именно мы получаем, решает та сторона, которая предоставляет нам эти снимки", - поясняет Владимир Усов.

Иметь собственные спутники для зондирования земли - теперь вопрос национальной безопасности. И новый глава Государственного космического агентства обещает, что через два года в Украине уже будет свой собственный спутник на орбите.

Это будет группа спутников "Сокол". Первый аппарат уже почти собрали в Днепре, без российской комплектации, оптику изготовили на столичном "Арсенале". Он сможет многое увидеть из космоса и рассказать силовикам или военным. В Киеве взялись за новые зеркала, которые помогут разглядеть из космоса даже мелкие объекты.

"Он не просто увидит автомобиль, а будет изображение, которое покажет, какой это автомобиль - легковой, с прицепом или без", - обещает директор-главный конструктор КП СПБ "Арсенал" Николай Лихолит.

В государственном космическом агентства убеждены, что Украина имеет максимум два года для решительных преобразований, иначе мы вылетим из клуба космических государств мира. Спасти отрасль могут - поддержка стартапов, достойное финансирование и корпоратизация предприятий. Государство уже разрешило частным компаниям строить ракеты в Украине. Сейчас имеем один частный завод в Днепре на котором работает две сотни человек. Изготавливают узлы для украинско-американской ракеты "Альфа", которая впервые должна вывести спутник на орбиту уже в этом году.

Статья из подборки новостей:
Космическая Одиссея