Быть ли миротворцам в Украине. Эксперты оценили дипломатическую игру против России

Быть ли миротворцам в Украине. Эксперты оценили дипломатическую игру против России

Фото: Getty Images

ТСН.ua поинтересовался у экспертов, чего добиваются украинские политики.

Фото: kazaki-irbis.ru
17 марта Верховная Рада проголосовала за обращение к Совбезу ООН и Совету ЕС относительно введения в Украину миротворцев.

Соответствующее предложение президента поддержал 341 народный депутат.

В постановлении идет речь о том, что миротворческие войска поспособствуют возобновлению нормальной жизнедеятельности на оккупированной территории Донбасса, а также обеспечат эффективное выполнение Минских договоренностей.

Тем не менее, как сообщал ранее ТСН.ua, введение "голубых касок" на территорию Украины маловероятно, поскольку Россия как член Совбеза ООН может наложить вето на такое решение. А в случае согласия РФ наверняка захочет, чтобы в составе миротворческого контингента были и российские войска, с чем не согласится уже украинская сторона. Поэтому ТСН.ua поинтересовался у экспертов, какую цель преследуют украинские политики и к чему может привести такая дипломатическая игра.

Фото: www.radiosvoboda.org
Политолог Владимир Фесенко:

- Обращение - это только начало длительной процедуры, которая может завершиться позитивным результатом, только если Россия не заблокирует соответствующее решение на уровне Совета безопасности ООН.

На самом деле это такая дипломатическая многоходовка. Поднимая эту тему, мы побуждаем наших международных партнеров в Европе усиливать и укреплять миссию ОБСЕ. Ведь проблемы были еще в прошлом году, но ничего не было сделано. А теперь мы говорим, что эта миссия не работает, не выполняет свои функции, поэтому давайте решать вопрос с миротворцами. И, похоже, что зашевелились - судя по тому, что ОБСЕ приняло решение об увеличении миссии до тысячи человек. Вот первый эффект.

Во-вторых, эта тема может сыграть не сейчас, а через несколько месяцев, когда Минские соглашения будут нарушены либо новым наступлением сепаратистов, либо переговоры по оставшимся пунктам Минских соглашений зайдут в тупик. Вот тогда тема миротворцев может заиграть в новом свете.

Сейчас сепаратисты не выполняют Минские договоренности в полном объеме, они нарушают режим прекращения огня, не допускают миссию ОБСЕ для контроля над отводом тяжелых вооружений. А у Украины тем временем накапливаются аргументы для того, чтобы, в конце концов, сказать западным партнерам: "Вы же видите, что происходит". Порошенко уже начал эту работу. В Германии [во время встречи с Меркель 16 марта] он заявил, что есть большие проблемы с выполнением Минских договоренностей.

Пока наши западные друзья не готовы признать срыв минского переговорного процесса, но это вопрос времени. С высокой вероятностью через несколько месяцев все это может зайти в тупик. Когда это поймут в Брюсселе, Берлине и Париже - придется искать другие средства решения нынешних проблем.

Фото: Офіційний сайт Президента України
Экс-глава Службы внешней разведки Украины Николай Маломуж:

- Никакие иностранные миротворческие силы не смогут помочь прекратить огонь и отвести вооружения согласно Минским соглашениям – они только заморозят конфликт, что, очевидно, не будет способствовать восстановлению мира на Востоке. Потому что Россия обязательно поставит условие, чтобы их представители были в составе миротворческого контингента. Это означает опять-таки контроль Российской Федерацией наших границ и линии разграничения. Так было и в Абхазии, и в Южной Осетии и в Приднестровье,– Путин поставил такое условие и добился его выполнения. Итог известен.

Мы столкнемся с теми же проблемами, что и Грузия с Молдовой. Поэтому в случае проведения международной миротворческой операции шансов вернуть оккупированные территории Востока у нас будет очень мало: они окажутся в полной изоляции, и влиять на происходящее там будет очень сложно. Донбасс фактически превратится в подконтрольную России резервацию.

Нам нужна эффективная и системная "живая" работа, то есть решение задач по отводу и затем выводу иностранных войск, восстановлению Донбасса в режиме "нон-стоп" под нашим руководством с привлечением международных организаций и иностранных государств для экспертной и донорской поддержки.

Тогда все будет выглядеть совершенно иначе – что это наша территория, что мы контролируем экономическую ситуацию, а потом и политическую (это касается проведения местных выборов по всей Украине, включая весь Донбасс). Главное, что инициатива будет за нами, и мирный процесс будет происходить по украинским законам.

Читайте детальней в колонке Николая Маломужа на ТСН.ua: Миротворческая заморозка

Фото: УНІАН
Содиректор програм внешней политики Центра им. Разумкова Алексей Мельник:

- Действительно Россия сейчас имеет возможность ветировать решение введения миротворцев в Украину в Совете безопасности ООН. Но нашим дипломатам известен механизм, как Россию можно лишить такого права. Для этого надо предпринять ряд шагов, первый из которых - принятие Верховной Радой постановления о признании России страной-агрессором. Среди других необходимых шагов - решение Генеральной Ассамблеи ООН о лишении страны-агрессора права вето. Такие прецеденты в истории были и такая ситуация не является абсолютно безвыходной.

Что касается самой возможности введения миротворцев, то ключевым препятствием является то, что у нас пока не созданы условия для классической миротворческой миссии, которая обеспечивает достигнутые политические договоренности по урегулированию конфликта.

В идеале стороны конфликта должны достичь согласия и отвести вооружения, а миротворческий контингент вводится для заполнения того вакуума доверия, который существует между враждующими сторонами, и в процессе своей работы обеспечивает имплементацию договоренностей сторон конфликта. В то же время миротворческий контингент вооружен только для самозащиты и обычно не имеет полномочий для того, чтобы наводить порядок в зоне конфликта.

И здесь ключевая проблема заключается в том, что стороной конфликта сейчас является не "ЛНР-ДНР", как в этом пытается всех убедить Россия, а Российская Федерация, ядерная держава. И в данном случае, подменяя сторону конфликта этими "ЛНР-ДНР", Россия, по сути, нивелирует все эти договоренности, потому что другая сторона является недоговороспособной. То есть в любой момент они могут совершать провокации, и все это сводится, как и в ситуации с первыми Минскими договоренностям, даже не к начальной стадии, а выводит конфликт на новый уровень, то есть опять происходит потеря территорий и человеческих жизней.

Во-вторых, Россия не заинтересована в урегулировании этого конфликта. Нет пока никаких признаков того, что Россия достигла поставленных целей или ее убедили в том, что дальнейшее продолжение этого конфликта будет невыгодно ей.

Учитывая эти обстоятельства, сейчас я не вижу возможности реализации такой инициативы. Но это может быть использовано Украиной как очередной удачный дипломатический шаг, поскольку реакция России более-менее прогнозируемая, и она в очередной раз подтвердит свои намерения агрессора и отсутствие воли к урегулированию конфликта.

Однако есть в этом и определенное предостережение, особенно в свете высказывания главы МИД России Сергея Лаврова, который почему-то резко изменил позицию относительно миротворческой миссии. Это может быть угрозой того, что сейчас Россия, подхватив эту идею, будет настойчиво предлагать и Украине, и западным партнерам свой формат миротворческой миссии, который, в конце концов, приведет к тому, что мы имеем в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии. Очевидно, что российские миротворцы там находятся не для того, чтобы поддерживать мир.

Ранее в ООН заявили, что только Совет Безопасности имеет право рассматривать идею отправки миротворцев на Восток Украины. Заместитель генерального секретаря ООН по политическим вопросам Джеффри Фелтман подчеркнул, что генсек ООН будет действовать в соответствии с рекомендациями Совбеза.

Ольга Скичко

 

Похожие темы:

Следующая публикация