Что означают конституционные изменения о децентрализации в Украине. Выводы экспертов

Дата публикации
Просмотры
10к
Поделиться:
WhatsApp
Viber
Что означают конституционные изменения о децентрализации в Украине. Выводы экспертов

Совет определяется по децентрализации власти / Фото: УНИАН

Политики и специалисты разделились на два лагеря.

Верховная Рада Украины в понедельник, 31 августа, в первом чтении приняла законопроект о децентрализации власти.

Решение поддержали 265 народных депутатов.

Законопроектом, который предлагает президент Украины, изменяется административно-территориальное устройство страны. Местные органы власти получают значительный объем полномочий. В собственность территориальных общин передаются земли, движимое и неподвижное имущество, коммунальные объекты, природные ресурсы.

Кроме того, глава государства сможет временно приостанавливать полномочия местных органов власти в случае, если есть угроза государственному суверенитету.

Наибольшие споры касаются децентрализации на временно оккупированных территориях востока Украины. Критики документа утверждают, что боевики получат рычаги влияния на ситуацию в государстве и будут легализованы.

В свою очередь, те, кто выступает "за", убеждены, что никакого особого статуса пророссийские террористы не будут иметь, а вводится лишь специфический порядок осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей".

Полный текст законопроекта, пояснительная записка и заключение профильного комитета ВР:

Проект закона о внесении изменений в Конституции Украины from tsnua

Алексей Гарань, профессор политологии Киево-Могилянской академии:

- Вообще, конечно, все, что касается отношений с Россией и поддерживаемыми ею боевиками, когда мы это оформляем даже в виде закона - здесь есть опасности. Но здесь угроза смягченная, потому что, во-первых, переходные положения - это непостоянно действующий текст, а во-вторых, там есть отсылка на закон. А закон можно менять. Кстати, мы уже его изменили, когда прописали, что выборы пройдут только после вывода российских войск и разоружения незаконных формирований.

Кроме того, условия проведения выборов прописаны и в Минских соглашениях. От нас требовалось зафиксировать положение об особом порядке самоуправления отдельных районов в Конституции. Мы это сделали, но сделали в Переходных положениях Конституции и со ссылкой на закон.

Конечно, все это неприятные вещи, которые несут определенные угрозы, но в такой формулировке я считаю, что это приемлемо. По сравнению с тем, чего от нас требовала и сама Россия, которая хотела, чтобы мы этот особый статус записали в самый текст Конституции и четко сформулировали, что мы им даем,особые права. А здесь такие достаточно аморфные формулировки. В такой форме мы получаем возможность использовать это в дипломатическом маневрировании, чтобы показать, что мы выполняем Минские договоренности.

Сергей Толстов, директор Института политического анализа и международных исследований:

- Если это будет особый статус, то, конечно, в будущем, все дальнейшие изменения будут согласовываться со ссылкой на то, что относительно Донбасса действуют особые законы и там есть особенности государственного устройства. С другой стороны, я например не вижу в обозримый период возможности восстановления контроля Украины над этими территориями Донбасса.

Конечно, считается, что все конкретные вопросы, связанные с особым статусом, будут регулироваться украинскими законами, которые принимаются, утверждаются, действуют и, соответственно, могут приостанавливаться. Таким образом, по поводу формального суверенитета, Украина может принимать любые законы и Верховная Рада может определять содержание и толкование этих вопросов связанных с особым статусом. На практике же Украина эти территории не контролирует и я не верю, что она восстановит над ними контроль.

Вадим Карасев

- Поправки относительно децентрализации несут определенные риски. Во-первых, вместо децентрализации можно получить фрагментацию, когда государство будет ослабляться, вместо того, чтобы усиливать свои функциональные кондиции и возможности, в том числе, и по наполнению местных и государственного бюджета. Допустим, одни регионы смогут воспользоваться этим шансом, получить более конкурентную экономику и возможность для пополнения бюджетов за счет местных налогов, потому что там развиваются предприятия, а другие не смогут. То есть риск заключается в том, что неравномерность территориального регионального развития может усилиться. Во-вторых, можем получить регионализацию государства - усиления роли местных региональных элит.

Поэтому децентрализация должна не означает децентрализацию государства, а децентрализацию полномочий, то есть передаче полномочий административно-политического центра на места. По сути, она должна усилить государство, сделать его функционально эффективным, увеличить конкуренцию и возможности для производства, направить бюджетные поступления в местные органы власти, которые могут идти на финансирование социальной сферы, например, образования, медицины, на обустройство инфраструктуры, охрану местного порядка.

Следующая публикация