Грузинский реформатор в Минздраве. Достижения и провалы министра Квиташвили

Грузинский реформатор в Минздраве. Достижения и провалы министра Квиташвили

Фото: УНИАН

ТСН.uа проследил историю обещаний министра - выполненных и тех, что пока остаются на бумаге.

Фото: frontnews.ge
Бывший грузинский чиновник Александр Квиташвили занял пост главы Минздрава в украинском правительстве в постреволюционное время - 2 декабря 2014 года, на волне назначений иностранцев на ответственные должности.

Тогда складывалось впечатление, что реформировать систему в Украине смогут только иностранные специалисты, которые успешно делали это в своих странах. Особенно во вливании свежей крови нуждалась сфера здравоохранения.

Но не прошло и года, как новоиспеченный министр оказался на грани увольнения. Едва ли не с самого начала его работы Квиташвили преследовали скандалы, проверки, безосновательные обвинения от бывшего министра здравоохранения. Хотя это и не удивительно - коррупционная система не может не сопротивляться изменениям, которые влекут за собой уменьшение доходов ее участников.

Ровно через восемь месяцев пребывания на должности Квиташвили написал заявление об уходе по собственному желанию. И оно до сих пор находится на рассмотрении в Верховной Раде.

Так что же произошло за несколько месяцев на посту министра здравоохранения - грузинский реформатор не справился с украинской системой или система подавилась грузинским реформатором, но не сдалась? ТСН.uа проследил историю обещаний Квиташвили - выполненных и тех, что пока остаются на бумаге.

Реформаторские начинания

В мае Александр Квиташвили представил проект реформирования системы здравоохранения.

Разработанные министерством законопроекты предусматривают предоставление лечебным учреждениям возможности автономного управления. Медучреждения должны самостоятельно распоряжаться своими бюджетами, разрабатывать финансовые планы. Также предполагалось внедрение электронной информационной системы и создание системы страховой медицины.

Реформа также предусматривает изменение принципа оплаты труда медработников: от фиксированной оплаты по штатному расписанию к оплате за оказанные услуги, которые предоставляются по контракту между учреждением здравоохранения и сотрудником.

Пока что можно сказать, что ничего из выше указанного выполнено не было. Квиташвили во всем винит инертных украинских чиновников и народных депутатов.

"Почему не идет реформа здравоохранения? Там есть субъективный фактор, есть объективный фактор. Но то, что уже три месяца комитет не может дойти до рассмотрения законопроектов - это уже показательный фактор. Как мы проводили реформу Грузии? Там была единая команда. И президент, и премьер, и правительство, и, что самое главное - парламент работали вместе. А когда у нас есть ситуация, что рассматриваются только 35% законов, которые вносит правительство, это показатель того, что там что-то не очень слаженно действует", - объяснил Квиташвили причину проблем с продвижением реформ.

Тем не менее министр все же не сидел, сложа руки. В мае Минздрав опубликовал перечень своих достижений за шесть месяцев работы.

Новая команда

В декабре 2014 года Квиташвили заявлял, что не намерен работать с коррупционерами в министерстве, поэтому анонсировал обновление Минздрава. В апреле он "обезглавил" все департаменты министерства.

"Мне еще Саакашвили говорил: надо действовать агрессивнее. Я не знаю, что это значит - кричать на кого-то? Орать? Но без этой агрессии совершенно изменена вся структура Минздрава, больше половины людей заменены - ушли или уволены", - сказал Квиташвили в одном из интервью в июле.

Набирать новых людей министр обещал открыто, но пока что обязанности глав департаментов выполняют их заместители. Правда, в апреле руководителем Национального института рака стала Елена Колесник, которая победила в открытом отборе претендентов.

Борьба с коррупцией в области закупок лекарств

Сразу после утверждения нового состава правительства Квиташвили заявил о намерениях сделать процедуру государственных закупок лекарств открытой. "Сейчас у вас закрытая система. Возникают "олигополии", даже не монополии, а "олигаполии", которые друг с другом общаются и сами делают ценообразование", - говорил тогда Квиташвили.

Фото: ТСН.ua
В августе Минздрав начал передачу полномочий по закупкам вакцин и препаратов за государственный счет международным организациям - Программе развития ООН и Crown Agents - с тем, чтобы МОЗ больше не имел к этому отношения.

Эти две организации будут заниматься закупкой препаратов по самым большим программам, которые составляют 40% общего бюджета закупок.

Следовательно охвачены уже семь программ Минздрава, но остается еще 12. По словам министра они менее проблематичные, но в отношении них также был разработан новый принцип закупок с помощью экспертов из ООН, ЮНИСЕФ и ВОЗ. "В результате мы убрали все идиотские барьеры, которые были специально придуманы для того, чтобы максимально уменьшить количество участников тендера", - заявил Квиташвили.

Правда, это планировалось сделать еще в апреле. А на сентябрьском круглом столе на тему реформирования системы госзакупок в сфере здравоохранения бизнесмены и депутаты заявляли, что пока в ней до сих пор нет ни прозрачности, ни равенства, ни своевременности, ни доступности. К сожалению, и у Квиташвили на вопрос о тендерной мафии еще нет четкого ответа. "Будут торги, будем смотреть", - сказал он 8 сентября в эфире ТСН.

Министр здравоохранения рассказал о вспышке полиомиелита и критике правительства

Министр здравоохранения рассказал о вспышке полиомиелита и критике правительства

Палки в колеса

Реформы даются нелегко. В мае Квиташвили публично признал, что был слишком оптимистичен относительно работы в украинских реалиях. Он жаловался, что для элементарного решения бюрократам нужен целый месяц.

"Я был нереалистичным в своих сроках, потому что я не ожидал инертности в движении, просто не ожидал. Все абсолютно держится на бюрократии, я просто ну не знаю, это настолько тяжело, что я начал об этом говорить публично. Это элементарные вещи и столько органов, которые в этом работают, что не поймешь, к кому обращаться. Это не нормально, когда SMS или по телефону надо общаться с министрами, чтобы они там посмотрели бумажку", - отметил министр.

Позже он выражал удивление тем, что Рада не принимает реформаторских законопроектов, которые готовит Министерство юстиции для увеличения инвестиционной привлекательности страны. "Не могу понять, как Рада в процессе реформ не одобряет 70% законопроектов, которые заходят из Кабмина, назначенного самого Радой и коалицией", - заявил Квиташвили. По его мнению, так происходит потому что в Раде "у всех свои интересы": "Если бы все 450 человек исходили из интересов государства, проблем не было бы".

Выдержат ли украинцы медицинские реформы, если не выдерживают самые реформаторы

Выдержат ли украинцы медицинские реформы, если не выдерживают самые реформаторы

Тем временем лекарства дорожали вместо обещанного снижения цен благодаря новым программам закупок. И увеличение цены зависело не только от роста доллара. На лекарства есть две наценки – до 25% от аптеки и еще до 10% от дистрибьютора.

В создании такой пробелмной ситуации Квиташвили обвинял налоговые тиски государства и уверял, что дерегуляция этой сферы уже происходит. "Чтобы убрать налоговый сбор, надо менять законодательство, надо идти в Верховную Раду. А это трудно", - говорил он в конце мая.

1 июля Рада наконец отменила ввозную пошлину и освободила лекарства от налога на добавленную стоимость.

Тем не менее в тот же день в "Блоке Петра Порошенко", который и выдвигал Квиташвили на пост министра, заявили о необходимости его отставки. По словам депутата Игоря Кононенко, к главе Минздрава у партии нет претензий, но он должен уйти, потому что "ситуация в Министерстве здравоохранения неуправляемая" и "он не может руководить сегодня".

В конце концов 2 июля Квиташвили сам написал заявление на увольнение. Однако с того времени прошло уже больше двух месяцев, а судьба Квиташвили на посту главы Минздрава до сих пор не решена.

"Как таковых претензий ко мне не было, просто говорили "он не должен быть министром". Хорошо, я подаю в отставку, и все быстро пошло, появились законы, но... меня уже никто не увольняет", - удивлялся Квиташвили в начале августа в интервью ТСН.uа.

За его отставку депутаты должны были голосовать 15 сентября, но нардеп Юрий Луценко объяснил, что это невозможно из-за заграничной командировки министра. 17 сентября депутаты таки осуществили попытку уволить Квиташвили, однако им не удалось собрать нужного количества голосов даже с третьей попытки.

Напомним, что в четверг, 17 сентября, депутаты отправили в отставку вице-премьер-министра Валерия Вощевского, назначенного в правительство по квоте Радикальной партии. Кстати, это была уже вторая попытка - 15 сентября за его увольнение голосовали трижды, но тщетно.

За что хотят уволить Квиташвили

За что хотят уволить Квиташвили

Похожие темы:

Статья из подборки новостей:
Решения Верховной Рады
Следующая публикация