Инициатива трех морей: почему туда стремится вступить Украина и что может получить

Инициатива трех морей: почему туда стремится вступить Украина и что может получить

Фото: The Three Seas Initiative

"Инициатива трех морей", основанная Польшей и Хорватией, за несколько лет превратилась из идеи в амбициозный проект.

В понедельник, 19 октября, в Таллине (Эстония) состоится пятый саммит Триморья.

Украина была приглашена на первый саммит инициативы в Дубровнике в 2016 году, но не делегировала своего представителя. Несмотря на участие Украины в нескольких проектах Триморья, общее сотрудничество было ограниченным. На сегодня Украина четко подчеркивает желание присоединиться к объединению. Поэтому возникает вопрос, какой может быть добавленная стоимость от Украины для "Инициативы трех морей".

Центр "Новая Европа" поставил этот вопрос зарубежным экспертам из стран-участниц "Инициативы трех морей" в рамках новой рубрики на ТСН.ua - "Новая Европа интересуется".

Сорин Ионицэ, президент аналитического центра "Expert Forum" (Румыния):

"Нынешняя "Инициатива трех морей" — это преимущественно экономический проект, который тесно связан с механизмами ЕС. Он не является аналогом своего межвоенного (неудачного) предшественника — Междуморья, который планировался как более геополитический и военный проект; это должно смягчать историческую чувствительность. На сегодня в инициативу входят 12 стран-членов ЕС, все, за исключением Австрии, являются бывшими посткоммунистическими странами.

Приближения Украины к Триморью имеет несколько преимуществ для объединения. Во-первых, это еще один канал сотрудничества через проекты с наибольшим восточным соседом, который стремится присоединиться к ЕС. Украина уже является частью Стратегии ЕС для Дунайского региона, которая охватывает Одесскую область; нужно больше таких платформ. Во-вторых, Киев привнес бы неоценимые "глубокие знания" о регионе, его сложностях и рисках, которыми мало кто обладает. В-третьих, это дало бы Триморью более выраженный черноморский характер, что некоторые страны-участницы (например, Румыния), наверное, приветствовали бы. Наконец, странно обсуждать энергетические проекты и безопасность, которые являются одним из приоритетных направлений инвестиций, без участия Киева. Политический контекст делает Украину вероятным сторонником Совместной энергетической политики, а не отдельных инициатив, которые ей противоречат, а следовательно, фактором дисциплины и центростремительных действий в рамках Союза".

Бартош Белищук, аналитик по вопросам энергетики, Польский институт международных отношений (Польша):

"За последние годы Украина осуществила ряд важных шагов, которые сделали рынок природного газа более прозрачным. Анбандлинг и подписание договоров об интерконнекторе с операторами из соседних стран, услуга транзита на короткие расстояния, потенциал использования украинских хранилищ газа и т.д. — все эти факторы позволяют теснее сотрудничать с ЕС и странами "Инициативы трех морей". Уже можно наблюдать, что некоторые компании заинтересованы, например, использовать украинские хранилища газа, поэтому Украина может помочь создать более ликвидный, прозрачный и конкурентоспособный региональный рынок газа — цель, которую должна достичь "Инициатива трех морей".

Природный газ — это один из вопросов, но мы также можем наблюдать более амбициозный курс ЕС по возобновляемой/чистой энергии — и, конечно, это также повлияет на повестку дня Триморья. Украина тоже начинает уделять больше внимания зеленым источникам энергии, энергоэффективности, поэтому это может быть перспективным направлением сотрудничества в будущем".

Кршеван Антун Дуймович, старший научный сотрудник, Институт развития и международных отношений (Хорватия):

"Добавленная стоимость Украины для "Инициативы трех морей" может быть огромной. Украина, особенно ее западная часть, исторически представляла часть государств, территории которых сейчас находятся в пределах стран-участниц Триморья. Географически и культурно это единственный регион. Страны Триморья вместе с Украиной составляли бы треть ЕС, а с точки зрения демографии — большую территорию, чем Россия. Это дало бы гораздо более сильную позицию Инициативе в Европе и во всем мире. Эти страны вместе могут также способствовать своей энергетической независимости с помощью интерконнекторов, соединяющих их между собой, одновременно уменьшая зависимость от импорта газа из России. Украина как участница получит экономические выгоды, а другие страны Инициативы укрепят свои позиции в Брюсселе. Привлечение Украины также окажет положительное влияние на цифровую и транспортную инфраструктуру и развитие всех стран Триморья. Можно сказать, что "Инициатива трех морей" является неполной без Украины, поскольку эта страна расположена в основе географической оси Инициативы и имеет огромный потенциал для разработки проектов, выгодных для стран, входящих в Триморье".

Даниэль Шелиговский, руководитель программы "Восточная Европа", Польский институт международных отношений (Польша):

"Несмотря на то, что Украина не является участницей, она вполне может внести значительный вклад в "Инициативу трех морей". На самом деле, у нее есть такие возможности во всех трех основных сферах сотрудничества в рамках Инициативы: транспортной, энергетической и цифровой. Во-первых, Украина является транзитной территорией между Балтийским и Черным морями, поэтому прекрасно вписывается в основную концепцию развития инфраструктуры Север-Юг — даже если мы не берем во внимание украинские черноморские порты, кратчайший путь из Гданска в румынский порт Констанца проходит через Западную Украину. Во-вторых, украинская газовая инфраструктура — особенно хранилища газа — представляет значительные активы с точки зрения интеграции энергетического рынка стран ЦВЕ и обеспечения поставок газа в регион. В-третьих, IТ-сектор в Украине имеет потенциал стать привлекательным партнером для стран Триморья в создании цифровых связей в регионе. Очевидно, что предварительно понадобится определенный объем украинских инвестиций, чтобы убедиться, что вышеупомянутые возможности не теряются (например, дальнейшее развитие пограничной инфраструктуры), что будет непросто, учитывая негативные экономические последствия пандемии COVID-19. Однако, при наличии политической воли, а также изобретательности, Украина смогла бы удовлетворить свои финансовые потребности и даже софинансировать общие проекты с помощью займов ЕИБ и ЕБРР".

Тадеуш Иванский, руководитель департамента по вопросам Украины, Беларуси и Молдовы, Центр восточных исследований (Польша):

"Инициатива трех морей" — это инициатива, которая включает только страны-члены ЕС, однако она предусматривает предоставление статуса наблюдателя. Германия и США имеют такой статус и участвовали в саммитах Триморья: соответственно в Бухаресте (2018) и Любляне (2019), а также Варшаве (2017). Украину пригласили принять участие в первом саммите инициативы в Дубровнике в 2016 году, но она не делегировала своего представителя.

Триморье не является геополитическим проектом, несмотря на то, что в отдельных государствах-членах существуют тенденции к оказанию ему сотрудничества в сфере безопасности с США. Инициатива была создана, и ее целью является стимулирование инвестиций в инфраструктуру для улучшения сообщения Север-Юг в энергетической, транспортной плоскости и т.д., используя имеющиеся средства ЕС. В Украине Инициатива преимущественно рассматривается как политика безопасности и ошибочно воспринимается как продолжение довоенного Междуморья. Такую трактовку можно наблюдать в статьях Алексея Гончаренко (народного депутата от "Европейской солидарности») или недавней инициативе Святослава Юраша ( "Слуга народа") по созданию группы депутатов в Верховной Раде Украины.

Учитывая это и учитывая возможность получить статус наблюдателя, Украина как страна, которая заявляет о желании присоединиться к объединению, должна решить для себя, что такое "Инициатива трех морей", чего она ожидает от Триморья и какие ноу-хау или ресурсы Киев мог бы привнести для совершенствования объединения. Почему страны, которые не являются членами ЕС, исключены из Триморья, можно объяснить на примере: теоретически, строительство одного из важнейших инфраструктурных проектов — автомагистрали Via Carpatia, соединяющего Литву и Грецию через территорию Украины обеспечит более короткий путь и меньшие затраты. С другой стороны, поскольку Украина не в состоянии использовать средства ЕС, доступные для государств-членов, и не принадлежит к Шенгенской зоне, строительство украинского участка автострады может занять гораздо больше времени, а использование автомагистрали для граждан ЕС будет затруднено по причине наличия пограничных пунктов".

* Публикация издана в рамках Инициативы по развитию аналитических центров в Украине, которую выполняет Международный фонд "Відродження" совместно с Инициативой открытого общества для Европы (OSIFE) при финансовой поддержке Посольства Швеции в Украине. Мысли и позиции, изложенные в этой публикации, являются позицией автора и не обязательно отражают позицию Посольства Швеции в Украине, Международного фонда "Відродження" и Инициативы открытого общества для Европы (OSIFE).

Следующая публикация