Отношения между Украиной и Польшей оказались на дне. Причиной недоразумений снова стали исторические мифы.
Варшава, бывший "адвокат Украины в ЕС", продолжает курс на самоизоляцию. Министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский вызвал волну возмущения в Украине своим заявлением о том, что Польша будет блокировать европейскую перспективу Киева из-за разных видений исторических вопросов.
"Наше послание простое: с Бандерой в Европу не войдем", - сказал Ващиковский в интервью изданию wPolityce во вторник, 4 июля. Глава польского МИД заявляет, что Варшава будет требовать, чтобы все исторические вопросы были "вычищены", прежде чем Украина подаст заявку на членство в ЕС.
Ващиковский провел параллель с ситуацией, связанной с Македонией. Эта страны не может начать с Евросоюзом переговоры о вступлении из-за Греции, которая блокирует вопрос членства Македонии, требуя переименования этого государства.
Что именно в Варшаве понимают под "чисткой" и что должен сделать Киев, чтобы устранить недоразумение с Варшавой, в польском внешнеполитическом ведомстве на запрос DW не уточнили.
Адвокат с претензиями
Этот критический выпад в адрес Киева - уже не первый за последнее время для польского руководства.
В феврале лидер правительственной партии "Право и справедливость" Ярослав Качинский так же раскритиковал Украину из-за другого от Польши видения истории. "Не можем годами наблюдать, как в Украине строится культ людей, которые совершили геноцид поляков", - заявил Качиньский в интервью польским СМИ.
Вероятно, слова польского политика касались, в частности, переименования улиц украинских городов в честь главы ОУН Степана Бандеры и командующего УПА Романа Шухевича. Польские власти также снова и снова поднимают тему Волынской трагедии 1943 года, во время которой погибли десятки тысяч поляков и украинцев.
Несмотря на многочисленные шаги примирения в прошлом, в прошлом году Сенат Польши вновь вынес этот вопрос на повестку дня и признал волынские события геноцидом поляков. Резкая риторика в отношении Украины и чествования украинцами лидеров освободительного движения 30-40-ых годов прошлого века из уст право-консервативной власти Польши не утихает, несмотря на примирительные жесты с украинской стороны.
В частности, в июле прошлого года президент Украины Петр Порошенко возложил венок к памятнику жертвам Волынской трагедии, став на колено перед памятником в знак уважения и извинения. "Правящая партия Польши разыгрывает историческую карту. "Право и справедливость" пытается консолидировать собственный электорат и освободиться от конкурентов на правом политическом фланге. Для этого они перебирают риторику крайне правых", - прокомментировал в беседе с DW заявления польского руководства директор польско-украинского фонда PAUCI Кшиштоф Фильцек.
По его словам, напряженность в отношениях с Украиной вполне вписывается в общую картину польской внешней политики, когда к власти пришла ультраконсервативная "Право и справедливость". А именно: конфронтация в отношениях с соседями.
"Польша добровольно уничтожает свои позиции в ЕС. Польша больше не может играть роль адвоката Украины в Евросоюзе так же эффективно, как это было раньше", - констатирует Фильцек.
Критика в адрес Украины
Критикует политизацию личности Степана Бандеры также историк Гжегож Россолински-Либе.
По его словам, о Бандере очень мало знают - как в Украине, так и в Польше. "Бандера и ОУН инструментализировались советской пропагандой, украинской диаспорой и польскими историками. Когда не знаешь о чем говоришь, все эти споры не имеют никакого значения", - отмечает немецкий историк польского происхождения. Одновременно Россолнски-Либе убежден, что украинцы должны были бы отказаться от мифов и более трезво смотреть на историю своего национально-освободительного движения.
Доцент Свободного университета Берлина на себе почувствовал, что такое политическое давление на историков, которые пытаются дать критическую научную оценку роли Степана Бандеры. Несколько лет назад его цикл лекций в украинских городах был сорван из-за угрозы со стороны сторонников "Свободы" и из-за отказа в аренде помещений. Автор первой в западном научном мире биографии Бандеры очень критичен в своих оценках. "По моему мнению, до сих пор мало известно о том, чем была Организация украинских националистов. Подобно хорватским "усташей" или румынской "Железной гвардии" они были фашистским движением и стремились достичь подобных целей: построение государства с фашистской диктатурой", - напоминает Россолински-Либе.
Он критически смотрит на то, что в Украине создается политический миф о Степане Бандере и призывает не обходить вниманием противоречивую роль части украинских националистов во время Второй мировой войны, в частности, причастности к Холокосту.
"Диалог возможен"
Украинский историк Ярослав Грицак никаких иллюзий о неоднозначном восприятии роли Степана Бандеры не имеет.
Тем не менее он убежден, что украинцы сами разберутся с осмыслением собственной истории, а политики лишь втягивают общество в конфликт. "Я не являюсь сторонником Бандеры. Но вместе с тем думаю, что украинцы имеют право на такого героя как Бандера. Память о Бандере в сегодняшней Украине является символом антироссийского сопротивления и не имеет никакого отношения к Польше. Большинство украинцев не связывают Бандеру с Волынью или любыми антипольскими акциями", - отмечает Грицак.
Историк убежден, что украинские и польские исследователи в состоянии найти общий подход к историческим фактам, который бы помогал обоим народам видеть общее, а не разъединял.
Грицак указывает на опыт Франции и Германии, которые после войны выпустили совместный учебник истории двух стран, в котором были и сложные страницы. "Но не надо забывать, что Германии, чтобы преодолеть свою историю, понадобилось тридцать лет. И в первые послевоенные годы никто не брался за исторические вопросы, на это было нужно свое время", - замечает историк.
"Смотрите на общее, а не то, что разделяет"
Кшиштоф Фильцек призывает украинцев и поляков не обращать внимания на провокационные заявления политиков с обеих сторон.
"Будьте очень осторожны относительно того, что вы слышите от политиков через СМИ. Фокусируйтесь на отношениях на человеческом уровне с представителями другой страны, смотрите на общее, а не то, что разделяет", - призывает и директор PAUCI.
Возглавляемый им фонд уже много лет поддерживает процесс реформ в Украине и, несмотря на вербальные атаки из Варшавы Фильцек не видит никаких преград для дальнейшей работы. Его фонд и в дальнейшем получает польские правительственные гранты на проекты в Украине, а отношения на человеческом уровне, по его наблюдению, остаются неизменно дружескими. "Весь этот шум от польских чиновников направлен на внутреннего потребителя", - резюмирует Кшиштоф Фильцек.