Отмечается, что иначе все общенациональное цифровое эфирное вещание будет зависеть от частной компании с непрозрачной структурой собственности.
7 ноября Комитет по вопросам свободы слова и информационной политики большинством голосов рекомендовал парламенту принять в первом чтении законопроект "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения прозрачности собственности провайдеров программной услуги многоканальных цифровых эфирных телесетей с общенациональным покрытием".
Об этом сообщает Детектор Медиа.
Законопроект внесен народными депутатами Юрием Березой и Александром Шевченко. Председатель Комитета Виктория Сюмар отметила, что это чрезвычайно важная инициатива. "Мы с вами столько на Комитенте говорили о непрозрачности собственности этой структуры и о том, как много это создает проблем для информационной безопасности государства. Мы знаем прекрасно, что туда кто-то хочет зайти, то откупить, для того, чтобы контролировать рынок цифрового телевидения в Украине. Мы эту проблему понимаем. Если мы с вами приняли закон о прозрачности собственности для телеканалов и радиоканалов, то почему не принимать закон о провайдере, который фактически является ключевой фигурой для цифрового вещания. Мы прекрасно понимаем перспективы в зале, но тем не менее здесь важно иметь последовательную политическую позицию комитета", – сказала она.
Член Комитета Григорий Шверк отметил, что этот закон должен касаться всех провайдеров, в том числе и компании "Воля". Виктория Сюмар ответила, что такие предложения можно внести между первым и вторым чтением.
Из пояснительной записки видно, что законопроект касается ООО "Зеонбуд", которое внесено в реестр операторов, провайдеров телекоммуникаций решением НКРСИ. Структура собственности ООО "Зеонбуд" в соответствии с требованиями законодательства Украины о прозрачности медиасобственности опубликована на его официальном веб-сайте компании.
Согласно этой информации 100% долей в уставном капитале ООО "Зеонбуд" принадлежат кипрской компании Planbridge Limited, которая, в свою очередь, принадлежит трем другим компаниям, зарегистрированным в Белизе (Burgerville Holdings Limited и Adisson Trading Limited) и на Британских Виргинских Островах (Follberg Investments Limited). Конечными бенефициарными собственниками ООО "Зеонбуд" являются трое граждан Республики Кипр и один гражданин Великобритании.
"Другими словами, начиная с 31 июля 2018 года, все общенациональное цифровое наземное эфирное вещание будет зависеть от частной компании с непрозрачной структурой собственности, реальные конечные бенефициарные владельцы которой, как свидетельствуют многочисленные публикации в СМИ, не установлены", – отмечают авторы проекта в пояснительной записке.
Проект закона предусматривает внесение изменений в Закон Украины "О телевидении и радиовещании", которыми на провайдеров программной услуги распространяются уже имеющиеся для телерадиоорганизаций требования относительно структуры собственности. Так, предлагается закрепить, что в Украине запрещается основывать и принимать участие в провайдерах программной услуги:
- органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим лицам, которые они основали, на всех уровнях цепи владения корпоративными правами провайдера программной услуги, если решение об их создании или положение о них не предусматривает полномочий учреждать провайдеров программной услуги;
- физическим и юридическим лицам, которые являются резидентами страны, признанной Верховной Радой Украины государством-агрессором или государством-оккупантом, а также юридическим лицам, участниками (акционерами) которых являются такие юридические или физические лица, на всех уровнях цепи владения корпоративными правами провайдера программной услуги и конечным вигодо получателям.
- Согласно законопроекту, для провайдера программной услуги многоканальной цифровой эфирной телесети с общенациональным покрытием законопроектом устанавливаются дополнительные требования:
- конечным бенефициарным владельцем (конечными бенефициарными собственниками) провайдера программной услуги многоканальной цифровой эфирной телесети с общенациональным покрытием может быть исключительно гражданин Украины (граждане Украины);
- юридическим лицам и физическим лицам - предпринимателям, зарегистрированным в оффшорных зонах, перечень которых утвержден Кабинетом Министров Украины, а также лицам без гражданства запрещается участвовать в провайдере программной услуги многоканальной цифровой эфирной телесети с общенациональным покрытием на всех уровнях цепи владения корпоративными правами.
Согласно проекту, несоблюдение указанных требований является основанием для отказа в выдаче и продлении лицензии провайдера программной услуги, а в случае если несоблюдение указанных требований выявлено Национальным советом во время действия лицензии, такая лицензия может быть аннулирована в судебном порядке по представлению Национального совета.
Проект Закона также предусматривает внесение изменений в Закон Украины "О телекоммуникациях", которыми вводятся аналогичные требования к структуре собственности операторов телекоммуникаций, которые осуществляют деятельность по предоставлению услуг по техническому обслуживанию и эксплуатации многоканальных цифровых сетей эфирного теле - и радиовещания с общенациональным покрытием.